Методическая помощь Вебинары Курсы Каталог Рабочие программы

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение (1-4)

Учебники знакомят младших школьников с жанрами фольклора и художественной литературы, включают задания на анализ текста и отработку техники чтения, помогают развить речь, познакомиться с основами библиографии. Обучение в 1 классе начинается с базовых языковых компетенций, затем дети учатся воспринимать тексты разных жанров и направлений. В 3 классе линия литературного образования продолжается в рамках авторской концепции: развиваются навыки чтения, углубляется понимание произведений, вводятся литературоведческие понятия. Учебник для 4 класса построен по историческому принципу и знакомит учащихся со становлением детской литературы от фольклорных истоков до современности.

Программа разработана на основе авторской концепции литературного образования в начальной школе. Отражает современные требования к обучению, развитию и воспитанию младших школьников средствами уроков литературного чтения.

Основные цели курса:

  • 1 класс — формирование у детей речевой компетенции (аудирование, чтение, говорение);
  • Во 2 классе основной задачей становится развитие у детей восприятия художественных текстов разных видов и жанров, воспитание интереса к слушанию и чтению.
  • Учебник «Литературное чтение» для 3 класса продолжает линию литературного образования в рамках авторской концепции: развитие восприятия художественных текстов, совершенствование навыка чтения разных видов и жанров (вслух и про себя); формирование понимания литературного произведения как искусства слова, воспитание интереса к читательской деятельности. В процессе работы с художественным текстом формируются представления учащихся о литературоведческих терминах и понятиях.
  • Учебник «Литературное чтение» для 4 класса завершает линию литературного образования младших школьников и обеспечивает пропедевтику изучения литературы в основной школе. Основная цель курса — ознакомление учащихся с историей возникновения и развития детской литературы — от её фольклорных истоков до современности.

Содержание программы, обеспечивающее постепенный переход от плавного чтения целыми словами с соблюдением знаков препинания (1 класс) до беглого чтения вслух с передачей ритмического рисунка и интонации (4 класс), представлено в разделе «Техника чтения, подготовка к выразительному чтению». Особое внимание уделяется формированию умения читать про себя, которое включает не только «технические» навыки (постепенное снятие видимых движений речевых органов), но и регулятивные действия (удерживание цели чтения, самоконтроль внимательного восприятия текста, анализ выполнения учебной задачи).

Раздел «Жанры фольклора и художественной литературы» включает содержание, обеспечивающее формирование у младшего школьника умения ориентироваться в жанрах литературных произведений. В 1 классе уделяется особое внимание изучению фольклорных произведений (малых фольклорных жанров, сказок). К этому материалу на более углублённом уровне учащиеся возвращаются и в следующих классах: расширяется разнообразие жанров, более подробно даётся характеристика произведений разных фольклорных жанров. Особенностью разделов является учёт специфики формирования универсальных учебных действий при работе с произведениями разных жанров.

В разделе «Работа с фольклорными и художественными текстами» представлено содержание работы с конкретным художественным текстом. От класса к классу усложняются учебные действия, которые связаны с анализом произведения. В процессе практической деятельности у учащихся постепенно (на пропедевтическом уровне) формируется понимание литературоведческих понятий, которое необходимо для изучения литературы в основной школе.

Раздел «Развитие речи» определяет содержание, обеспечивающее развитие коммуникативных умений школьников, их речевого творчества и умения работать в ситуации диалога и монолога.

«Библиографическая культура (работа с книгой)» — раздел, в котором раскрыто содержание, обеспечивающее развитие библиографической культуры младшего школьника (умения пользоваться каталогом, ориентироваться в книге, составлять аннотации и др.).

В курсе 4 класса появляется новый раздел — «Страницы истории детской литературы». Его цель — формировать у четвероклассников представления об истории возникновения и развития детской литературы.

Тетрадь для проверки читательских умений предназначена для проверки навыков смыслового чтения учащихся. Материал расположен тематически и позволяет проконтролировать планируемые результаты обучения, связанные с пониманием текстов различного содержания, стиля и вида. Задания могут быть использованы не только как контрольные, но и как обучающие на уроке по любому учебному предмету, поскольку формируют универсальные учебные действия. Представленные задания имеют разную степень сложности, что позволяет проводить дифференцированную работу.

УМК линии включают методические пособия, структура и содержание которых соответствуют структуре и содержанию учебников 1–4 классов.

Помимо необходимого методического обеспечения для планирования и организации изучения материалов УМК, методические пособия включают дополнительные материалы для учителя, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, контроля уровня достижения планируемых результатов, необходимые методические комментарии по разделам учебника.



Подробнее

Компоненты УМК

Методическая помощь от учителей

Материалы разработанные учителями для подготовки к урокам
Подробнее
Оцените содержание страницы
0 из 5
Только авторизованные пользователи могут ставить оценку.
Войдите, пожалуйста.
Нужна помощь?

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Условие участия

Для прохождения курса требуется авторизация на сайте