Методическая помощь Вебинары Курсы Каталог Рабочие программы

Линия УМК Г. Я. Мякишева, М.А. Петровой. Физика (10-11) (Б)

Учебно-методические комплекты по физике для 10-11 классов образуют завершенную предметную линию и предназначены для учащихся, изучающих физику на базовом уровне. Книги представляют собой современные учебники, написанные простым, живым и ясным языком.

В учебниках предложена единая схема изложения материала: от знакомства с физическими явлениями — до формулировки основных физических законов и их технического применения. Значительное внимание уделено сведениям из истории развития науки, освещению роли российских ученых в открытиях мирового уровня, современным достижениям в области физики и техники. Большое количество красочных иллюстраций, графиков и схем, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Особенности УМК:

  • В учебниках максимально широко демонстрируется проявление физических закономерностей в окружающем мире.

  • Практическая направленность курса обеспечивается включением в его содержание большого количества задач, заданий по экспериментальной и проектной деятельности.

  • Методический аппарат содержит задания разного типа и уровня сложности, что позволяет подготовиться к сдаче ЕГЭ.

  • Предусмотрена уровневая дифференциация учебного материала.

Состав УМК: учебники, рабочая программа, методические пособия, электронные формы учебника (ЭФУ). 



Подробнее

Методическая помощь от учителей

Материалы разработанные учителями для подготовки к урокам
Подробнее
Отзывы

Оценка концепции учебного издания:

I). Данный учебно-методический комплекс «Физика - 10» соответствует закону «Об образовании» и принципам вариативности, разноуровневости, гуманизации, дифференциации, гуманизации системы образования.

II). Учебно – методический комплекс «Физика - 10» соответствует компонентам федеральному компоненту государственных образовательный стандартов среднего (полного) общего образования.

III). Учебно – методический комплекс «Физика - 10» способствует овладению следующими видами деятельности:

1). Понимание смысла изученных физических процессов: испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, сублимация (возгонка), кипение. Описание этих процессов представлены с молекулярной точки зрения, их определения, объяснение и условия протекания понятны, доступны и способствуют четкому пониманию и затруднений не вызывают.

2). Понимание смысла изученных физических величин: количество теплоты, удельная теплота плавления, удельная парообразования, кинетическая, потенциальная и внутренняя энергия, абсолютная и относительная влажность и др. Понятно и доступно представлены определение этих величин, формулы, единицы измерения, аналитические и графические представления, рисунки способствуют глубокому пониманию процесса.

3). Решение расчетных задач с использованием двух формул из темы главы:

не вызывают затруднения:

• Расчет количества теплоты при плавлении (кристаллизации) и испарении (конденсации) вещества;

• Составление уравнения теплового баланса и его решение;

• Решение задач на абсолютную и относительную влажность (использование психометрической таблицы и давления и плотности насыщенного пара от температуры).

4). Учащимся помогают представленные в учебнике примеры решения задач. Хотелось бы чтобы авторы представляли бы алгоритм решения задач, который способствуют пониманию теории изученных величин и законов и направляет к правильному ходу решения задачи. Считаем также необходимым в конце главы систематизировать изученные знания в виде опорного конспекта.

5). В главе «Фазовые переходы и агрегатные состояния» курса «Физики 10» класса учащиеся познакомились с такими приборами: конденсационный и волосной гигрометр, психрометр. Использование, назначение и применение этих приборов способствует овладеванию основам методологических знаний и умений.

6). Количество лабораторных работ представленных в учебнике «Физика - 10» - 10, по данной главе – 2 – «Измерение относительной влажности воздуха» и «Измерение температуры кристаллизации и удельной теплоты плавления вещества». Считаем, что лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха» достаточная простая, а гигрометров в школах практически (в том числе эфира) можно предложить измерить относительную влажность по точке росы (которая, достаточно просто выполняется, используя металлический сосуд и лед)

7). Работа с текстами по учебнику «Физика - 10» доступна и понятна по многим параграфам, учащиеся в состоянии самостоятельно прочитать их не только на уроке, но и дома. Могут воспроизвести текс учебника, ответить на вопросы к ним.

• Считаем, что следовало бы выделить в &53, что Еп влияет на скорость испарения (спирт и масло почти одинаковая плотность , но разная скорость испарения);

• В &53 рис 8.4 «Зависимость давления насыщенного пара» следует указать, что обозначает область, ограниченная пунктирной линией;

• В &55 подробно описаны принципы работы конденсационного и волосного гигрометра, т.к. очень не многие школы их имеют в наличие;

• В &56 очень удачно ведется параллель между кристаллическими и аморфными телами, что способствует лучшему пониманию и запоминанию;

• В &56 приведено красивое объяснение «странного» поведения льда и воды, что объясняет сразу много возникающих вопросов у обучающих.

• Дополнительная тема проекта, после изучения главы «Использование свойств жидкостей и газов в работе АЭС».

При изучении всех тем учебника чтение текста, знакомство с содержанием параграфов является обязательным элементом домашней работы, который позволяет закрепить и осмыслить изученную тему предмета. Этому также способствуют ответы на вопросы к нему. Основные трудности в самостоятельной работы с параграфами вызваны: с невнимательным чтением текста, а также низким уровнем самостоятельной работы учащихся с учебной литературой (отсутствие умения анализировать текст, проводить аналогии, делать выводы).

8). В учебно – методическом комплексе «Физика - 10» используются различные способы представления информации: графики, рисунки, анимационные сюжеты.

9). Работа с таблицами, графиками, рисунками формирует у учащихся умение работать с информацией различного характера, сопоставлять, анализировать полученные данные, что является обязательной составляющей ФГОС и успешной сдачей ЕГЭ.

10). Очень хотелось, чтобы к данному учебно-методическому комплексу был предложен бумажный вариант учебника и контрольно измерительные материалы.

Оценка содержания учебного издания

1). В учебно-методическом комплексе «Физика – 10» соблюдены общепринятие символика и терминология.

2). В учебнике присутствуют материалы как обязательного, так и дополнительного содержания, причем дополнительный материал в основном для углубленного изучения. Хотелось бы видеть материалы политехнического содержания, которые особенно привлекают внимание учащихся и расширяют знания.

3). Считаем, что задания в данной главе, учитывают возрастные особенности и математическую подготовленность учащихся.

4). Основная трудность у учащихся в работе с учебником большой объем параграфов, например: &53, который можно было бы разбить на 2 части; недостаточное количество качественных заданий.

5). Изложение материала доступное, соответствует высокому научному уровню. К сожалению, в учебнике недостаточно или полностью отсутствует связи с профессиями (политехническое направление).

6). Иллюстративный материал достаточен, психологически воспринимается учащимися.

7). Данный учебник создает хорошую базу для дальнейшего изучения предмета физики и успешной сдачи ЕГЭ т.к.:

• на высоком уровне описаны объяснения физических явлений;

• четко и лаконично сформулированы законы и определения;

• прослеживается постоянная интеграция с алгеброй и геометрией.

Оценка особенностей изложения учебного материала

1). Подробное изложение и объяснение теоретического материала, подходы к изучению физических явлений, обоснование определений, анализ результатов, метод изложения, взятый с самого начала изучения предмета формирует серьезное отношение к предмету и полноценное представление о науке «Физика», имеющей широчайшее применение в быту и технике, а также способствует получению качественных знаний по предмету.

2). Учитывая возрастные особенности учащихся, мы считаем, что творческие задания и домашние эксперименты, и проекты, описанием интересных опытов и исторических фактов, качественными вопросами расширяют возможности учащихся и формируют исследовательские навыки, сто так необходимо современному человеку.

Соколова О. А., стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория

Оценка концепции учебного издания:

1. Данный учебно-методический комплекс «Физика - 10» соответствует закону «Об образовании» и принципам вариативности, разноуровневости, гуманизации, дифференциации, гуманизации системы образования.

2. Учебно – методический комплекс «Физика-10» соответствует компонентам федеральному компоненту государственных образовательный стандартов среднего (полного) общего образования.

3. Учебно – методический комплекс «Физика - 10» способствует овладению следующими видами деятельности:

1) Понимание смысла изученных физических процессов: электризация, взаимодействие точечных зарядов, взаимодействие электростатических полей, принципа суперпозиции полей, работа кулоновских сил, электростатическая защита, поляризация. Описание этих процессов представлены на основе принципа от абстрактного к конкретному.  Определения, объяснение и условия протекания процессов  понятны, доступны и способствуют четкому пониманию и затруднений не вызывают, приведены конкретные примеры из жизни.

2) Понимание смысла изученных физических величин: диэлектрическая проницаемость среды, напряженность, поверхностная плотность заряда, потенциал электрического поля, электростатическая индукция, электрическая емкость и др. Понятно и доступно представлены определение этих величин, формулы, единицы измерения, аналитические и графические представления, рисунки способствуют глубокому пониманию процесса.

3) Решение расчетных задач с использованием формул из темы главы:

не вызывают затруднения:

  • На расчет силы взаимодействия двух точечных зарядов, суммарного электрического заряда;
  • Определение напряженности электрического поля;
  • Решение задач на разность потенциалов, определение потенциалов различных поверхностей.

4) Представленные в учебнике примеры решения задач помогают отслеживать правильность хода решения при самостоятельной работе с учебником и задачником. Считаю, что можно помимо списка проектных работ добавить также в конце главы систематизацию изученных знаний в виде блок-схемы или итогов с вынесением всех значимых формул по этой главе.

5)  В главе «Электростатика» курса «Физики 10» класса учащиеся познакомились с такими приборами: электроскоп и электромер, конденсатор. Очень интересна историческая информация о создании русским ученым Рихманом первого электроизмерительного прибора, который лег в основу изобретения современного электромера, опыты с лейденской банкой также очень интересно описаны. Можно еще добавить историческую заметку о развлечениях в Версале (конкретизировать, как именно проводился опыт).  Использование, назначение и применение этих приборов способствует овладению основам  методологических и технических знаний и умений.

6) Количество лабораторных работ представленных в учебнике «Физика - 10»  - 10, по данной главе – 1 – «Измерение электрической емкости конденсатора». Но не во всех школах имеется магазин емкостей, особенно в недавно открытых, поэтому приходится пользоваться оборудованием из набора для лабораторных работ по теме «Электростатика»- производится ООО «Химлабо» www.himlabo.ru. Набор предназначен для выполнения элементарных лабораторных работ по теме электростатика

7) Работа с текстами по учебнику «Физика - 10» доступна и понятна по многим параграфам, учащиеся в состоянии самостоятельно прочитать их не только на уроке, но и дома. Могут воспроизвести текс учебника, ответить на вопросы к ним.

  • § 58: представлена интересная информация о взаимодействии неподвижных зарядов внутри диэлектрика, которая продемонстрирована еще и на примере решения задач;
  • § 61 - это находка, особенно введение понятия поверхностная плотность заряда и рассмотрение полей различной конфигурации (обычно рассматривают во всех учебниках только сферу);
  • В § 65 подробно описан принцип работы колеса Франклина (рис 9.49) и образование «электрического ветра»,  т.к. очень не многие школы имеют в наличии данный прибор,  обучающимся очень интересно познакомиться с данным явлением хотя бы по учебнику, ведь многие о нем даже никогда не слышали;

·      Тема проекта, который уже выполнялся учащимися после изучения главы «Электростатика» и вызвал живой интерес «Влияние статического электричества на работу и износ бытовых электроприборов».

При изучении всех тем учебника чтение текста, знакомство с содержанием параграфов как во время урока так при выполнении  домашней работы является обязательным. Это позволяет закрепить и осмыслить изученную тему предмета. Не все дети утруждают себя чтением учебника дома, поэтому приходится включать работу с учебником в урок. Этому также способствуют ответы на вопросы к параграфу. Основные трудности  самостоятельной работы  с параграфами вызваны: с невнимательным чтением текста, а также низким уровнем самостоятельной работы учащихся с учебной литературой (отсутствие умения анализировать текст, проводить аналогии, делать выводы). НО появились учащиеся, которые стали задерживаться после уроков  и задавать вопросы именно по параграфу, по исторической составляющей тем.

8) В учебно – методическом комплексе «Физика - 10» используются различные способы представления информации:  графики, рисунки, анимационные сюжеты.

9) Работа с таблицами, графиками, рисунками формирует у учащихся умение работать с информацией различного характера, сопоставлять, анализировать полученные данные, что является обязательной составляющей ФГОС и успешной сдачей экзаменов. Очень важно, что появились объяснения некоторых сложных задач, которые используются в ЕГЭ.

10) Очень хотелось, чтобы к данному учебно-методическому комплексу был предложен бумажный вариант  учебника и контрольно измерительные материалы.

Гурова Алла Викторовна, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория

Глава «Законы сохранения в механике»

• Логичное обоснование необходимости введения новых терминов. Для меня такой подход близок.

• Непривычное изложение пункта «Изменение импульса системы тел». Нужен ли он при изучении на базовом уровне? Редко встречаются задания, которые закрепляют полученное утверждение.

• Закон сохранения импульса изложен глубже обычного, не встречается

в учебниках о проекции на одну из координатных осей. И очень хорошо, что приведен пример решения задачи, иллюстрирующий данное утверждение. Но остается вопрос: не будет ли лишним для изучения физики на базовом уровне?

• Изложение материала подробное, глубокое, логично выстроенное.

• Интересно построен параграф об успехах в освоении космоса. Привычно было читать только об успехах СССР или России. Привлечение материалов о работе космических ведомств других стран полезно для учащихся, чтобы они имели представление о международном сотрудничестве.

• Включение параграфа о центре масс спорно для учащихся, изучающих физику на базовом уровне. Подходит для учебников по подготовке к олимпиадам.

Механическая работа. Мощность. КПД механизма

Понравилась глубина и логика изложения, а так же структурно по пунктам разложенные свойства механической работы (обычно в учебниках это просто сплошной текст). Про мощность: я бы выделяла мощность при равномерном движении, среднюю мощность при неравномерном. Хорошо, что напомнили учащимся о КПД механизмов, потому что после 7 класса не всегда к этому понятию возвращаются.

Механическая энергия

Изложение материала об энергии отлично структуировано (особенно понравилось выделение свойств кинетической энергии, которые очень важны при решении некоторого типа задач).

Свойства потенциальной энергии наоборот не выделено структурно по пунктам.

Отличные пункты о нулевом уровне энергии и об отличии видов энергии. Думаю, что поможет учащимся при решении задач.

Закон сохранения энергии

Я бы делала вывод зсэ без акцентирования на виды потенциальной энергии, но указала бы, что он выполняется для консервативных сил (в механике сила тяжести и сила упругости).

Логичное и понятно структурированное изложение материала, переход от замкнутой системы тел к применению зсэ при действии внешних сил. Для учеников привычно, что под действием силы трения (внешней силы) полная механическая энергия уменьшается. А если внешняя сила увеличивает полную энергию? Такого типа вопросы вызывали проблемы при подготовке к ЕГЭ (например, про изменение кинетической, потенциальной энергий при равномерном движении космического корабля под действием силы тяги двигателя). Очень хорошо, что в учебнике есть параграф об абсолютно упругом и неупругом ударах. Задачи такого типа часто вызывают у учащихся проблемы, потому что теория по этому материалу во многих школьных учебниках обычно отсутствует. Нравится вариативность в вопросах к параграфам, выбор разного уровня задач для закрепления.



Учитель физики Бочарова Ирина Леонидовна
                                                       Понятная структура, упорядоченные темы, соответствующие программам.                                                        
И. В. Панарина, учитель математики, физики МКОУ "12 лет Октября СОШ", Алтайский край

Ресурсы УМК дают возможность учителю скорретировать собственную деятельность, эффективно использовать потенциал учебника, рабочей тетради и задачника, заложенные в них средства достижения предметных и метапредметных результатов. УМК реализует возможность индивидуального подхода к развитию каждого учащегося, способствует развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД обучающихся.

М. Н. Панченко, учитель физики МБОУ «Гимназия №36» г. Ростова-на-Дону
Оцените содержание страницы
3 из 5
Только авторизованные пользователи могут ставить оценку.
Войдите, пожалуйста.
Нужна помощь?

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Условие участия

Для прохождения курса требуется авторизация на сайте