Демоверсия ОГЭ-2019 по информатике и ИКТ
Демовариант, кодификатор и спецификация ОГЭ-2019 по информатике и ИКТ с официального сайта ФИПИ.Скачать демоверсию ОГЭ 2019 года вместе с кодификатором и спецификацией можно по ссылке ниже:
Информатика и ИКТ (архив 0,9 Мб)
Что нового?
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Источник: сайт ФИПИ
Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ОГЭ по информатике и ИКТ.
Демоверсия КИМ ОГЭ-2019 по информатике не претерпела никаких изменений в своей структуре по сравнению с 2018 годом. Это значимо упрощает работу педагога и, конечно, уже выстроенный (хочется на это рассчитывать) план подготовки к экзамену.
Мы рассмотрим решение предлагаемого проекта (на момент написания статьи – пока еще проекта) КИМ ОГЭ по информатике.
Часть 1
Ответом к заданиям 1–6 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Задание 1
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке.
Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу ещё сказать?
- 52 байт
- 832 бит
- 416 байт
- 104 бит
Ответ: ________________
Решение
Для поиска ответа необходимо в первую очередь подсчитать число символов в данном предложении: вместе с пробелами (а это важно) имеем 52 символа. Каждый символ кодируется 16 битами. Имеем:
5 × 16 = 832
Ответ: 2.
Задание 2
Для какого из приведённых чисел ложно высказывание:
НЕ (число > 50) ИЛИ (число чётное)?
- 123
- 56
- 9
- 8
Ответ: ________________
Решение
Данное высказывание суть сумма двух логических выражений, которое может быть ложным только если ложно каждое из слагаемых. Из этого можем заключить, что варианты ответов 2) и 4) не подходят. Также заметим, что первое слагаемое состоит из выражения, на внешней стороне которой унарная операция отрицания. Следовательно, из оставшихся высказываний нам подходит только вариант 1).
Ответ: 1.
Задание 3
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
- 4
- 5
- 6
- 7
Ответ: ________________
Решение
В конечный пункт E мы приходим только из пункта С, и длина этого пути 2 ед. В пункт С есть два пути: непосредственно из начала А, и из пункта B. Протяженность пути непосредственно из A в C равно 5 ед., а путь из начала A в пункт С через пункт B соответствует значению 2 + 1 = 3. Значит наикротчайший общий путь из A в E равно 5 ед.
Ответ: 2.
Задание 4
В некотором каталоге хранился файл Хризантема.doc, имевший полное имя D:\2013\Осень\Хризантема.doc. В этом каталоге создали подкаталог Ноябрь и файл Хризантема.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.
- D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc
- D:\Ноябрь\Хризантема.doc
- D:\2013\Осень\Хризантема.doc
- D:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc
Ответ: ________________
Решение
Новая папка Ноябрь была создана в той же папке, где был файл Хризантема.doc. Значит полный путь к любому файлу в этой папке будет начинаться на D:\2013\Осень\Ноябрь\ и далее имя самого файла.
Ответ: 1.
Задание 5
Дан фрагмент электронной таблицы.
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
- =D1–A1
- =B1/C1
- =D1–C1+1
- =B1*4
Ответ: ________________
Решение
Для начала вычислим те значения, которые нам уже даны. Получим:
|
A |
B |
C |
D |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
2 |
|
4 |
7 |
7 |
Взглянув на полученные значения легко заметить, что двум большим (и равным друг другу) секторам могут соответствовать только значения 7. Значит необходимо найти ту формулу, которая даст нам значение 4.
Ответ: 3.
Задание 6
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (9, 5), то команда Сместиться на (1, –2) переместит Чертёжника в точку (10, 3).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, –3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0)
конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
- Сместиться на (–9, –3)
- Сместиться на (–3, 9)
- Сместиться на (–3, –1)
- Сместиться на (9, 3)
Ответ: ________________
Решение
Рассмотрим единичное исполнение команд смещения внутри команды повторения: сдвиг по оси x на (–2 + 3 – 4) = –3, сдвиг по оси y на (–3 + 2 + 0) = –1. Троекратное повторение соответствует смещению (–9, –3).
Ответ: 1.
Ответами к заданиям 7–18 являются число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание 7
Разведчик передал в штаб радиограмму
• – – • • • – • • – – • • – • – –
В этой радиограмме содержится последовательность букв, в которой встречаются только буквы А, Д, Ж, Л, Т. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Запишите в ответе переданную последовательность букв.
Нужный фрагмент азбуки Морзе приведён ниже.
Ответ: ________________
Решение
• – | – • • | • – • • | – | – • • | – | • – | –
A | Д | Ж | Л | Д | Л | А | Л
Ответ: АДЖЛДЛАЛ.
Задание 8
В программе знак «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.
Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
a := 6
b := 2
b := a/2*b
a := 2*a+3*b
В ответе укажите одно целое число – значение переменной a.
Ответ: ________________
Решение
Последовательно выполним каждую команду, подставляя значения:
a := 6
b := 2
b := a/2*b = 6/2*2 = (6/2) * 2 = 3 * 2 = 6, т.е. b = 6
a := 2*a+3*b = 2*6 + 3*6 = 12 + 18 = 30, a = 30
Ответ: 30.
Задание 9
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Ответ: ________________
Решение
В данном задании, независимо от знания того или иного языка программирования, есть рекомендация присмотреться к каждому приведенному фрагменту кода.
Определимся с числом итераций в цикле – от 6 (включительно) ДО 13 (13 не входит). Т.е. это число 7. 7 раз повторяется увеличение исходного значения s = 0 на значение 10. Значит s = 7 × 10.
Ответ: 70.
Задание 10
В таблице Dat представлены данные о количестве голосов, поданных за 10 исполнителей народных песен (Dat[1] – количество голосов, поданных за первого исполнителя; Dat[2] – за второго и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Ответ: ________________
Решение
После ручного выполнения пары итераций цикла в коде, очевидно, что программа ищет наибольший элемент массива (набора). Это и будет ответ.
Ответ: 41
Задание 11
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Ответ: ________________
Решение
Начнем маршрут от начальной точки А. рассуждать будем так: для каждого пункта будем отмечать число способов попасть в нее.
Точка А – она особая, число способов в нее попасть – 1 – никуда не идти (или прийти в нее из самой себя). Точки Б и Д – в них можно попасть из точки А и этот путь единственный. В точку В ведут пути из стартовой точки и через точку Б. Число путей в точку В будет складываться из суммы значений, которые мы отметили в этих пунктах.
Будем идти намеченным путем и далее. В конечную точку К сходятся пути, идущие из Е, В, Г, Ж – сложим значения, полученные в них, сумма будет соответствовать искомому значению числа путей.
Ответ: 12.
Задание 12
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования».
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Категория поезда = «скорый») И (Время в пути > 36.00)?
В ответе укажите одно число – искомое количество записей.
Ответ: ________________
Решение
Условие в задании – выражение, основанное на бинарной операции конъюнкции, которая истинна при истинности обоих выражений-множителей. Ищем число строк в таблице, в которых одновременно встречается слово «скорый» и число, большее чем 36.
Таких строк в нашей таблице 5.
Ответ: 5.
Задание 13
Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно.
Ответ: ________________
Решение
Задание на перевод десятичного числа в двоичную систему. Можно, конечно, просто воспользоваться стандартным алгоритмом деления столбиком или любым другим способом, который отработан у школьников.
Если же хотим сэкономить время, то можно немного и подумать: 126 находится рядом с числом 128, который представляет собой степень числа 2 – 28. Двоичная запись числа, который является степенью двойки представляет собой единицу и нули по числу совпадающему с показателем степени минус 1. В нашем случае это 10000000. Напомним, что 126 = 128 – 1 – 1. Значит и в двоичном представлении сделаем то же самое: первый «минус 1» дает 1111111. Еще один «минус 1» дает ответ: 1111110.
Остается только позаботиться о том, чтобы дети хорошо знали таблицу степеней числа 2.
Ответ: 1111110.
Задание 14
У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
- раздели на 2
- вычти 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1.
Исполнитель работает только с натуральными числами.
Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 12112 – это алгоритм:
раздели на 2
вычти 1
раздели на 2
раздели на 2
вычти 1,
который преобразует число 42 в число 4).
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ: ________________
Решение
Ответ: 21111.
Задание 15
Файл размером 2000 Кбайт передаётся через некоторое соединение в течение 30 секунд. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 12 секунд.
В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Ответ: ________________
Решение
Задачу решим, построив элементарную пропорцию:
Ответ: 800.
Задание 16
Автомат получает на вход трёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
- Вычисляются два числа – сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов заданного числа.
- Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата.
1616 169 163 1916 1619 316 916 116
В ответе запишите только количество чисел.
Ответ: ________________
Решение
1616 |
16 |
16 |
+ |
Может получиться, например 888 |
169 |
16 |
9 |
+ |
Может получиться, например 881 |
163 |
16 |
3 |
|
Число 3 не получить указанным способом |
1916 |
19 |
16 |
|
Не получить 19, как сумму разрядов |
1619 |
16 |
19 |
|
Нарушен порядок, и не получить 19 |
316 |
31 |
6 |
|
Не получить |
916 |
9 |
16 |
|
Не получить, нарушено правило 2 |
116 |
11 |
6 |
+ |
Может получиться, например 651 |
Ответ: 3.
Задание 17
Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите в таблицу последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
- obr.
- /
- org
- ://
- doc
- rus.
- https
Ответ: ________________
Решение
Следуя правилу записи адреса в сети, получаем:
https | :// | obr. | org | / | rus. | doc
(исходные блоки разделены для наглядности).
Ответ: 7413265.
Задание 18
Приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Запишите в таблицу коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.
Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&».
Код |
|
Запрос |
А Б В Г |
|
Солнце & Воздух Солнце | Воздух | Вода Солнце | Воздух | Вода | Огонь Солнце | Воздух |
Ответ: ________________
Решение
Число найденных страниц по запросам будет зависеть от числа слов в запросе и, конечно, от примененной бинарной операции. Операция конъюнкции уменьшает число найденных страниц. Операция дизъюнкции дает увеличение число найденных страниц с ростом числа слов в запросе.
Значит, искомая последовательность будет АГБВ.
Ответ: АГБВ.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Задания этой части (19, 20) выполняются на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Задание 19
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт; в столбце B – содержание в нём жиров; в столбце C – содержание белков; в столбце D – содержание углеводов и в столбце Е – калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
- Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Решение
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
|
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel Первая формула используется для русскоязычной записи функций; вторая – для англоязычной.
В ячейку F2 запишем формулу
В ячейку H2 запишем формулу
В ячейку H3 запишем формулу Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы:
на первый вопрос: 864; |
|
Указания по оцениванию |
Баллы |
Получены правильные ответы на оба вопроса. Допустима запись ответа в другие ячейки (отличные от тех, которые указаны в задании) при условии правильности полученных ответов. Допустима запись ответов с большей точностью |
2 |
Получен правильный ответ только на один из двух вопросов |
1 |
Правильные ответы не получены ни на один из вопросов |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 20.1 или 20.2.
Задание 20.1
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
|
Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|». |Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены. нц пока слева свободно влево кц |Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки. нц пока не слева свободно закрасить вверх кц |Двигаемся дальше до вертикальной стены. нц пока слева свободно вверх кц |Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки. нц пока не слева свободно закрасить вверх кц |Обходим стену. влево вниз |Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки. нц пока не справа свободно закрасить вниз кц |Двигаемся дальше до вертикальной стены. нц пока справа свободно вниз кц |Двигаемся вниз до конца стены и закрашиваем клетки. нц пока не справа свободно закрасить вниз кц Возможны и другие варианты решения. Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного для учащихся. Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора решения |
|
Указания по оцениванию |
Баллы |
Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных |
2 |
При всех допустимых исходных данных верно следующее: 1) выполнение алгоритма завершается, и при этом Робот не разбивается; 2) закрашено не более 10 лишних клеток; 3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены |
1 |
Задание выполнено неверно, т. е. не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Задание 20.2
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4.
Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.
Программа должна вывести одно число – минимальное число, оканчивающееся на 4.
Пример работы программы:
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
|
Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль: var n, i, a, min : integer; begin readln(n); min := 30001; for i := 1 to n do begin readln(a); if (a mod 10 = 4) and (a < min) then min := a; end; writeln(min) end. Возможны и другие варианты решения. Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты.
|
|
Указания по оцениванию |
Баллы |
Предложено верное решение. Программа правильно работает на всех приведённых выше тестах. Программа может быть записана на любом языке программирования |
2 |
Программа выдаёт неверный ответ на одном из тестов, приведённых выше. Например, решение, в котором не задано условие отбора чисел (a mod 10 = 4), выдаст неправильный ответ на тесте № 1 |
1 |
Программа выдаёт на тестах неверные ответы, отличные от описанных в критерии на 1 балл |
0 |
Максимальный балл |
2 |