Эмоциональный интеллект: зачем он нужен и как его развивать у ребёнка с ранних лет
Сегодня способность быть гибким, понимать и контролировать свои эмоции, принимать осознанные решения стала «суперсилой» каждого успешного специалиста. Всё это — признаки зрелого эмоционального интеллекта. В статье мы расскажем, что он в себя включает, почему его важно развивать у ребёнка и как это сделать в игровой форме.
Эмоциональный интеллект: модель Саловея и Майера
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это комплекс навыков и способностей человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и применять эти данные в решении практических задач.
Учёные Питер Саловей и Джон Майер в 1990 году предположили, что ЭИ состоит из нескольких адаптивных категорий. К ним относятся оценка и выражение эмоций, их регулирование, а также их использование в мышлении и деятельности.
Спустя семь лет модель была переработана. В этот раз авторы сделали особый акцент на когнитивной составляющей ЭИ, которая связана с переработкой поступающей об эмоциях информации. Согласно обновлённой модели существует четыре базовых компонента («ветви») эмоционального интеллекта:1. Сознательное управление эмоциями.
Включает в себя следующие способности:
-
Оставаться открытым для позитивных и для негативных эмоций.
-
Сознательно вызывать у себя определенную эмоцию или отвлекаться от неё.
-
Распознавать свои или чужие эмоции и понимать, насколько ясными, типичными, влиятельными, разумными они являются.
-
Контролировать свои эмоции, но при этом не игнорировать и не усиливать ту информацию, которую они несут.
2. Понимание и анализ эмоций.
Включает в себя:
-
Понимание разницы между схожими по смыслу, но разными по названию эмоциями. Например, между любовью и симпатией.
-
Умение формировать причинно-следственные связи. Например, осознавать, что досада пришла после поражения, а грусть возникла после потери.
-
Способность осознавать комплексную эмоцию: сочетание любви и ненависти или страха и удивления (благоговейный страх).
-
Способность распознавать резкую смену эмоций. Например, на смену гневу неожиданно пришло смущение.
3. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и работы.
Включает в себя:
-
Умение использовать эмоции, чтобы перенаправить внимание на более полезные для мышления вещи.
-
Проявление эмоций. Поскольку они всегда доступны, их можно использовать как вспомогательное средство для развития мышления и памяти. Например, придумывать образные ассоциации с какой-либо информацией, которую нужно запомнить.
-
Способность рассматривать разные точки зрения и при этом понимать, какая эмоция толкнула человека на конкретное действие. Это позволяет сознательно заменить пессимистический взгляд оптимистическим.
-
Способность вызывать у себя нужную эмоцию для выполнения определённой работы. К примеру, в приподнятом настроении лучше даются творческие задачи.
4. Восприятие, оценка и выражение эмоций.
Включает в себя:
-
Способность переживать эмоцию посредством каких-либо действий, мыслей, ощущений.
-
Способность распознавать эмоции других людей через язык, звук, проявления (например, написанную им картину или книгу) и поведение.
-
Способность чётко выражать свои чувства и связанные с ними потребности.
-
Умение отличать искренние эмоции от ложных, давать им точную характеристику.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у ребёнка
Эмоциональный интеллект не связан с академическими знаниями и наличием гениальности. Он выступает как основа личностного развития, считает доктор психологических наук, профессор Института психологии РАН Елена Сергиенко.
Дети, умеющие распознавать эмоции, управлять ими и воспринимать их как ресурс для достижения цели, более общительны и легче адаптируются к изменениям окружающей среды. Кроме того, школьники с развитым ЭИ лучше учатся и меньше подвержены деструктивному влиянию.
Чувственная сфера напрямую влияет на память, обучаемость, уровень эмпатии, концентрацию внимания, даже на физическое и умственное здоровье.
Если вы будете уделять должное внимание развитию эмоционального интеллекта, ребёнок со временем научится контролировать себя и свои эмоции.
Как развивать ЭИ в повседневном общении
С двух лет дети начинают распознавать базовые эмоции: радость, грусть, страх, гнев. Психологи считают, что в развитии ЭИ помогает родительская отзывчивость, когда взрослый не обесценивает чувства ребенка, а принимает их значимость.
Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева на портале afisha.ru советует родителям малышей 2–7 лет:
- Демонстрируйте эмоции.
Рисуйте вместе с ребенком рожицы, воображайте, как можно воплотить ту или иную эмоцию на бумаге. Например, гнев может превратиться в иссиня-чёрное небо, которое озаряется вспышкой молнии, радость – это цветущий сад, а любовь – корзинка спелой клубники.
- Проговаривайте эмоции.
Нарисуйте шкалу настроения, где одна ось – это малыш, а вторая – эмоция, которую он испытывает. К примеру, ребенок проиграл конкурс чтецов. Прежде чем успокаивать его, скажите: «Ты не занял призовое место, я вижу, как ты расстроен, и все равно горжусь тобой. Покажи на нашей шкале, где ты сейчас находишься?» Когда ребёнок определится, спросите, что бы он сделал для перехода на другую шкалу. Возможно, он захочет погулять в парке или почитать что-нибудь о захватывающих приключениях.
- Прорабатывайте негатив с помощью личного опыта.
Когда стараетесь поддержать малыша, подкрепляйте сказанное событиями из своего прошлого. Так ему будет проще признать поражение, понять, что его мир от этого не рухнул, и идти дальше.
Например: «В детстве я тоже проигрывала. Мне было грустно, больно, обидно. Но ведь ничего страшного не произошло. Я прошла этот этап и спустя несколько лет заняла призовое место на олимпиаде по русскому языку. Я была очень счастлива».
Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова мамам и папам, чьим детям 7–10 лет, советует:
- Больше проявляйте чувства по отношению к ребёнку.
До 10 лет с ребёнком нужно проговаривать не только его эмоции, но и те чувства, что испытывают взрослые. Например: «Папа сегодня очень расстроен: отложили матч по футболу, а он его так ждал» или «Бабушка очень довольна собой, потому что закончила вязать свитер».
- Не запрещайте проявлять эмоции, но старайтесь направить их в безопасное русло.
Следует избегать установок «мужчины не плачут» или «сильный человек нюни не распускает». Для физического и ментального здоровья крайне необходимо проживать эмоцию до конца. Так или иначе заблокированная эмоция всё равно выплеснется, но ребёнок не сможет себя контролировать. Это грозит истерикой в общественном месте или внезапной вспышкой агрессии.
Ребёнку важно дать понять: вредить другим нельзя. Когда ребёнку плохо или грустно, его настроение не должно отражаться на людях, приводить к порче вещей и пр. Поэтому показывайте ему безопасные способы справляться с эмоциями.
Хочется плакать? Пусть малыш поплачет, обнимите его, посидите рядом. Он разгневан? Выполните дыхательные упражнения, побегайте в парке наперегонки.
- Придумывайте терапевтические истории.
Например, вы были вынуждены переехать в другой город, но для ребёнка это стресс: новая школа, обстановка, ребята. Чтобы ему было проще взглянуть на себя и свои эмоции со стороны и понять, как лучше действовать, можно придумать свою историю. Она будет начинаться со слов: «Один мальчик тоже переехал в другой город. И вот настал первый день в новой школе, учительница с улыбкой представила его одноклассникам...».
Когда речь идет о подростковом ЭИ, важно не забывать про эмоциональную глухоту. С 12 лет у ребенка включается биологическая программа, которая направлена на сепарацию от родителей. Зачастую она побуждает молодых людей провоцировать взрослых, чтобы им «указали на дверь» и таким образом помогли начать жить самостоятельно.
Игры для развития эмоционального интеллекта
Существует множество игр, которые помогают научиться распознавать эмоции и их происхождение, проговаривать и описывать их, справляться с неприятными состояниями:
«Зеркало»
Ребёнок показывает вам мимикой и жестами определенную эмоцию, ваша задача — угадать её. А потом вы меняетесь местами.
«Компас»
Подготовьте карточки с названиями эмоций (гнев, радость, удивление, досада, печаль, растерянность, удивление и другие). Ведущий берет одну из карточек и придумывает ситуацию, которая вызывает эту эмоцию. Далее участники пытаются понять, что именно загадал ведущий.
«Ручной крокодил»
Сядьте с ребёнком друг напротив друга и закройте глаза. Выберете эмоцию и попытайтесь рассказать о ней другому участнику только при помощи рук. Например, если вы выбрали радость, можете с энтузиазмом поиграть в «Ладушки», если гнев — легонько побейте кулачками, восторг можно выразить через бурные аплодисменты.
«Собираем эмоцию»
Нарисуйте или вырежьте из газет или журналов портреты людей, а потом нарежьте их фрагментами. Глаза, губы, нос должны быть отделены друг от друга. Далее перемешайте всё это и предложите малышу собрать какую-нибудь эмоцию.
«Скульптор»
Сядьте с ребёнком друг напротив друга. Вы — скульптор, а ребёнок — каменное изваяние. Ведущий (например, ребёнок) загадывает эмоцию, и тот, кто в образе «скульптуры», должен своей позой отразить ее суть. Потом поменяйтесь ролями.
«Коллекция эмоций»
Купите в магазине или нарисуйте карточки с разными эмоциями, пусть у ребенка будет целая коллекция. Когда он проживает какую-либо эмоцию, вытаскивайте карточку и вместе анализируйте её. Например, порассуждайте, что чувствуют печальные люди? Почему они грустят? Что может развеселить маму, папу, бабушку или товарища?
Образы животных
Пусть ребёнок выберет любое животное, а потом расскажет вам, какие эмоции оно вызывает и почему. Например, льва малыш боится, но в то же время восхищается им. Почему? У этого зверя острые клыки и огромные лампы с когтями, он громко рычит, но лев очень красивый, ведь у него мягкая шерсть, величественная осанка и пышная грива.
Игра с мячом
Бросьте ребенку мяч со словами: «Я радуюсь, потому что...», он должен поймать мяч и продолжить фразу. Например: «...ем мороженое». Повторите то же самое с разными эмоциями.
«Волшебный мешочек»
Подготовьте два волшебных мешочка. Один будет позитивным, другой — негативным. «Добрый» мешочек наполните приятными мелочами: вкусности, цветные карандаши, диски с мультфильмами. Перед игрой спросите у малыша, что он чувствует. Допустим, ребенок расстроен. Предложите ему взять, например, ручку, наделить её печалью и опустить в «плохой мешочек». Потом из «хорошего» мешка пусть вытащит что-нибудь приятное и констатирует: «Я отдал грусть и взял радость, теперь мы посмотрим мультфильм».