Географическая азбука. 6 класс. Урок-игра
Тип урока: урок-игра.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, благодаря которым активизируется учебный процесс. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.
Когда же нужна игра?
Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:
- игры способствуют становлению творческой личности ученика;
- формируют умение выделять проблемы;
- принимать решения;
- развивают познавательный интерес к предмету;
- оказывают сильное воздействие на учащихся;
- формируют черты характера;
- стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.
«Географическая азбука» – так называется мероприятие для 6 классов, которые изучают начальный курс географии. Для удобства работы можно разбить класс на 5–6 групп по 4– 5 человек.
Требования к игре
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
- Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.
- Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
- В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры
Учащимся предлагается составить свою азбуку по предложенным изображениям подсказкам. Изображение может быть из любой области знаний, включая географию. Буквы выстраиваются в любом порядке и каждое изображение – подсказка имеет свой бонус. Учащиеся не должны произносит вслух, а свое предположение записывают на отдельный листочек и выносят на проверку в жюри. Жюри ведет учет по каждой карточке и выставляет бонусы каждой группе. C первой подсказки группа получает 3 балла, со второй подсказки – 2, с третьей – 1. Таким образом, происходит накопление бонусов в течение всей игры. Итоги игры подводятся в конце мероприятия.
Подобные игры практикуются чаще во внеурочной деятельности в 6-х классах, вызывают неизменный интерес учащихся и, как правило, способствуют развитию креативности детей, которые явно проявляются на уроках географии и при разработке самостоятельных игр группой учащихся по определённой теме. Аналогичных игр накоплено достаточно, чтобы систематизировать материал и выпустить сборник игр «Географическая азбука».