24 апреля 2020, 21:42
21721
15 мин

Методы решения творческих задач

В век технического прогресса люди с креативным мышлением, умеющие решать творческие задачи нестандартными способами, имеют конкурентное преимущество.

Методы решения творческих задач

Случается, что приемлемое решение для задач ученые ищут годами. Например, создание системы электроосвещения заняло у Эдисона около 2-х лет и более 6000 опытов.

Некоторые решения, например у задачи Архимеда, находились случайно. Однако, с развитием техники остро встала необходимость решать исследовательские задачи быстро, креативно и, желательно, учитывая экономические аспекты.

Решать такие задачи и расширить горизонты своего мышления можно учиться. 

Метод мозгового штурма


Для решения нестандартных задач отлично подходит метод мозгового штурма.

Впервые он был применен во время Второй мировой войны.

Алекс Осборн командовал торговым судном, которое перевозило военную технику и продукты питания в объятую пламенем войны Европу. Торговые суда во время рейса обычно сопровождают боевые корабли, но так получилось, что корабль Осборна шел без охраны.

Радиограмма принесла нерадостные вести о немецкой подлодке, что вела охоту на этом участке моря. И тогда встревоженный капитан вспомнил старую пиратскую традицию, когда перед лицом опасности собиралась вся команда от юнги до офицерских чинов, и каждый предлагал свои идеи спасения. Осборн собрал команду, обрисовал проблему и предложил всем высказаться на тему как не стать кормом для акул (кстати, предложите ученикам высказать свои варианты).

Один из юнг шутливо заметил: в момент приближения торпеды всем стать по борту и дунуть на торпеду, тогда она отвернет с курса и пройдет мимо. Шутки шутками, но идея не давала покоя капитану, и к следующему рейсу транспорт был оснащен запатентованными Осборном дополнительным винтами, которые создавали по борту поток воды и в один из рейсов изменили курс торпеды, сохранив жизнь экипажу.

«Мозговой штурм» – это не одесский базар, где каждый кричит громче, стараясь выгоднее продать свой товар (продвинуть идею), это слаженная работа группы. Оптимальное количество группы мозговых штурманов – от 10 до 15 человек. Большее количество ведущему сложно контролировать.

Желательно, чтобы в группу «генераторов» входила парочка фантазеров, абсолютно далеких от той сферы, в которой решается проблема. Они привнесут свежую струю и взгляд под другим углом, поставят все с ног на голову, ведь зачастую для того чтобы найти верное решение нужно выйти за рамки задачи, как в тесте методов решения творческих задач с 9 точками на странице 21 в учебнике «Технология. 10-11 класс» под редакцией В.Д.Симоненко.

Техника имеет определенные, четко обозначенные этапы:

  1. Постановка задачи.

  2. Выдвижение идей.

  3. Обсуждение идей.

  4. Принятие решения.

На первом этапе ведущий обрисовывает задачу, которую предстоит решить.

Следующий этап — генерирование идей. В течение 30-60 минут желающие предлагают свои способы решения, можно даже самые фантастические, вроде помощи инопланетян или вмешательства высших сил. Все идеи записываются либо на диктофон, либо на бумагу. Дискуссии на этом этапе вредны.

Ведущий строго следит, чтобы участники не вступали в разговоры и чтобы в творческом порыве не навредили друг другу, а также направляет беседу в нужное русло, задавая вопросы. На этапе генерирования работает только одно правило: нет критике! За этим тоже следит ведущий. В остальном никаких правил. Даже законами физики можно пренебречь.

Далее в дело вступают группа «экспертов». Любая, даже самая фантастическая идея проходит проверку на жизнеспособность. Уточняются условия, при которых можно реализовать то или иное решение. Каждый из группы экспертов высказывает свое мнение. И по итогам обсуждения выбраковываются самые слабые варианты.

В конечном итоге наиболее смелое, нестандартное решение проходит проверку всеми экспертами и принимается в работу.

Метод ТРИЗ

Еще одним способом решения творческих задач является техника ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач была предложена в 1946 г. советским ученым Генрихом Альтшуллером. Судьба ученого не была сладкой. Изобретатель получил первый патент в 8 классе, выжил в Великую Отечественную войну, и в 1948 г. за любовь к науке и Родине получил 25 лет лагерей. Генрих Альтшуллер не сломался, смог выжить в суровых условиях и передал накопленные знания последователям, обучив новые поколения ученых алгоритму решения изобретательских задач (АРИЗ).

Любая изобретательская задача, говорил Альтшуллер, – это выявление и разрешение противоречия. И свои методы он использовал не только для решения научных задач, но и для решения житейских

Пройдя застенки лагерей, даже несмотря на весь свой талант и знания, ученый не мог претендовать на хорошую работу, а средства на жизнь нужно было зарабатывать. В итоге противоречие «работать надо, на работу не берут», было решено. Генрих Альтшуллер начал писать фантастические рассказы под псевдонимом Генрих Альтов. Свой первый рассказ «Икар и Дедал» Альтшуллер опубликовал в 1958 г.

Но не только ученые и инженеры решают задачи с помощью ТРИЗ. Сотрудники уголовного розыска, художники, дизайнеры в своей работе сталкиваются с задачами, для решения которых нужно разрешить противоречие.

Одним из примеров удачного использования ТРИЗ в искусстве является Казанский собор в Санкт-Петербурге. За образец собора Павел I распорядился принять Собор Святого Петра в Ватикане. Из-за протяженности проспекта с запада на восток и особенностей размещения алтаря согласно церковным канонам все храмы Невского строились боком к проезжей части. Однако благодаря размещению колоннады А.Н.Воронин сделал северную часть собора парадной.

Рассмотрим алгоритм ТРИЗ:

  1. Определяем тип задачи. Задачи бывают двух типов: исследовательские и изобретательские. При исследовательской описывается новое, неизвестное явление, а при изобретательской изменяется известное явление, которое нужно устранить или модифицировать. Задача этапа – перевести исследовательскую задачу в изобретательскую, задав вопрос: «Что нужно сделать чтобы...?»

  2. На втором этапе формируется противоречие и идеальный конечный результат (ИКР). Иногда продумывание ИКР уже наталкивает на мысли по решению.

  3. Изучение ресурсов, необходимых для решения задачи. 

  4. Решение задачи. Для решения задачи Г. Альтшуллер предлагает использовать 40 приемов устранения противоречий.

  5. Оценка РВС — размеров, времени, стоимости — этот этап позволяет взглянуть на проблему под новым углом и оценить экономические затраты и выгоды.

  6. Вепольный анализ — это оценка взаимодействия вещества и поля, участвующих в задаче.

  7. Анализ решений. Оцениваем, насколько сложно и дорого решение, задействованы ли все ресурсы, появились ли в процессе решения нежелательные эффекты, и как их можно минимизировать.

Потренируемся в применении методов творческого решения практических задач.

В 80-х годах ХХ века у берегов Кореи археологи обнаружили затонувший корабль. С XVI века торговое судно с грузом керамики лежало на морском дне на глубине около 60 метров. Достать дорогие, покрытые уникальной оливково-зеленой глазурью селадоны, предназначенные на продажу японской аристократии, не представлялось возможным. Ведь даже опытные ловцы жемчуга могут нырнуть на глубину только около 20 м. Однако через пару недель к археологам пришел старый рыбак и предложил купить несколько ваз с затонувшего корабля.

На все вопросы о том, как можно достать древние вазы с такой глубины, рыбак посмеивался и отвечал, что ловил на удочку.

Вопрос: Как можно поднять со дна моря хрупкую керамику, не повредив ее?

Другие методы

Помимо метода мозгового штурма и ТРИЗ существуют и другие методы решения нестандартных творческих задач.

1. Метод контрольных вопросов. Исследователь отвечает на заранее составленный ряд вопросов. С этой целью используются контрольные вопросники, составленные различными успешными изобретателями: А.Осборном, Д.Пирсоном и другими. С опросником А. Осборна можно познакомиться на стр. 26 учебника «Технология 10-11 класс» под редакцией В.Д. Симоненко.

2. Диверсионный метод — довольно интересная модификация метода мозгового штурма. Если предмет нельзя улучшить, значит нужно придумать, как его можно сломать или испортить. В дальнейшем работа ведется с выявленными слабыми точками.

3. Метод синектики, или поиска аналогий. Специально собранная группа ученых решает поставленные задачи на основе аналогий, существующих в живой природе или других областях науки, и исследует поведение созданного объекта в различных, иногда даже фантастических условиях.

4. Метод многомерных матриц использовал Ф. Цвики, изобретатель из Швейцарии, для разработки и усовершенствования реактивных двигателей. Другое его название –  метод морфологического анализа.

На портале LECTA в учебнике «Технология. 10-11 класс» некоторые способы разбираются подробно, и можно проверить свою креативность в методах решения творческих задач в тесте для 10 класса.

Методические советы

Знатоки могут решить простенькую задачку, которую Эдисон предлагал соискателям на должность инженера в его фирме. Известный ученый протягивал кандидату колбу от лампы и предлагал вычислить ее объем. Самое забавное, что с этим заданием с легкостью справляются ученики средней школы, только начавшие изучать школьный курс физики, и с трудом справляются студенты выпускных курсов технических вузов.

P.S.: Ответ на задачу про вазы. Рыбак привязывал к леске осьминогов, придонных животных, которые использовали вазу как укрытие.

Теги:Основное общее образование,Среднее общее образование,Статьи,Технология

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль