10 июня 2020, 18:21
2365
15 мин

Невыразимое: зачем нужны искусственные языки?

Зачем люди продолжают изобретать искусственные языки? Насколько успешны их чаяния? И что мы можем узнать из их стремления к языку о нас самих?

Невыразимое: зачем нужны искусственные языки?

Искусственные языки — специализированные языки, в которых лексика, фонетика и грамматика были специально разработаны для воплощения определенных целей. Именно целенаправленность отличает искусственные языки от естественных.

Язык, чтобы мыслить

Очень легко объяснить, какими бывают искусственные языки тем, с какой целью они создаются. Всего таких целей можно выделить три.

Первая связана с деятельностью философов Нового времени. Идея заключалась в том, что язык является инструментом мышления, но, ввиду своего несовершенства, он накладывает на нас очень много ограничений, а его многозначность приводит к недопониманию и ошибкам. Искусственные языки, созданные на заре интерлингвистики в XVII-XVIII веках, ставили перед собой задачу помочь человеку думать лучше и точнее выражать свою мысль.

Интерлингвистика — раздел языкознания, изучающий различные аспекты межъязыкового общения и, в частности, международные языки как средство такого общения. Основное внимание обращается на процессы создания и функционирования международных искусственных языков, которые исследуются в связи с вопросами многоязычия, взаимовлияния языков, образования интернационализмов и т. п.

Лейбниц был немецким философом, математиком и дипломатом. Он также очень интересовался этой проблемой и пытался создать язык, на котором было бы невозможно солгать, или, если бы вы сказали неправду, люди бы узнали это по форме предложения.

Предпринимая попытку создать такой язык, Лейбниц писал:

«...тогда в диспуте между двумя философами нужды будет не более, чем в диспуте между двумя счетоводами. Для разрешения противоречий достаточно будет взять грифеля и, сев за доски, сказать друг другу „давайте вычислять“.

Идея никогда не была успешной просто потому, что на таком языке становится практически невозможно выразить себя. Язык, который полностью логичен, быстро становится непригодным в повседневной жизни.

Однако, грубо говоря, из этих идей выросла формальная логика и языки программирования, поэтому в определенных областях мы фактически используем идеи, которые внедрили эти философы Просвещения.

Язык, чтобы общаться

Вторая идея заключалась в том, что язык является средством общения. В XIX веке люди начинают понимать, что мир очень большой и разный, и что он населен людьми, которые говорят на тысячах разных языков. Эта идея заключалась в создании универсального языка, который мог быть одинаково легко выучен как русским, так и англичанином и эскимосом.

Пионером этой идеи был немецкий священник по имени Иоганн Шлейер, который создал язык волапюк в 1879 году.

Большинство слов языка волапюк основаны на английском, что, как думал создатель Иоганн Мартин Шлейер, упрощают его. Он узнал, что, например, китайцы не делают различий между «l» и «r», поэтому слово «мир» («world»), («волапюк» означает «мировой язык») превращается в «vol» — он отбросил «r» и оставил «l». В то же время у «volapük» есть гласный «ü», который встречается в очень немногих языках.

Волапюк был первым искусственным языком, обретшим успех, который, впрочем, был недолгим. Уже к концу 80-х годов XIX века в мире насчитывалось более 25 журналов, издаваемых на этом языке. Однако к 1890 году волапюкское движение распалось из-за внутренних споров о реформах языка. Шлейер покинул Волапюкскую академию и создал собственную академию лоялистов. Другие волапюкисты создавали свои собственные версии языка, однако те не имели должного успеха.




		 Флаг Волапюка. Девиз «Одно человечество — один язык». <br></br>

Флаг Волапюка. Девиз «Одно человечество — один язык». 

Тем временем, развивался эсперанто, созданный польским доктором Людвигом Заменгофом. Заменгоф по профессии был окулистом, но всю жизнь увлекался изучением языков. Он говорил по-немецки, по-русски, на идише, по-польски и немного по-латыни, по-английски и по-итальянски. Даже когда он сосредоточился на своих медицинских исследованиях и практике, Заменгоф мечтал найти способ объединить человечество. Он поклялся найти способ уничтожить зло насилия на религиозной почве и сплотить человечество в мире и доброй воле. После многих лет работы и борьбы Заменгоф опубликовал первую грамматику эсперанто, Unua Libro («Первая книга»).

Язык быстро набирал последователей, а его корни, хоть и в меньшей степени основанные на английском языке, были мгновенно узнаваемы. Мир был «mondo», говорить было «parole», а бумага была «papero». Эсперанто стал самым успешным выдуманным языком всех времен, но он также страдал от критики, распрей и собственного раскола.

В наши дни эсперанто продолжает иметь некоторый успех. Во всем мире около 2 миллионов человек говорят на нем. Эсперанто также сумел приобрести определенный статус, недоступный другим искусственным языкам. Например, сообщение на эсперанто было включено в Золотую пластинку «Вояджера», чтобы поприветствовать возможных инопланетян.

Язык, чтобы творить

Третья идея — это создание языка в эстетических и художественных целях для более полного раскрытия мира и персонажей произведения. Фэнтези и научная фантастика — идеальная среда для создания таких языков, по-другому называемых артлангами. Так, писатель и филолог Дж. Р. Толкин создал целую семью языков Средиземья, Марк Окранд, американский лингвист, чья основная область исследований — языки коренных американцев, изобрел клингон для вселенной «Star Trek», а Пол Фроммер из Университета Южной Калифорнии создал язык на’ви для фильма «Аватар».

Дж. Р. Толкин создал создал множество искусственных языков, несколько настолько изящных, что они стали предметом университетских занятий. Будучи профессиональным филологом Толкин знал латинский, французский и немецкий, валлийский, финский, древнескандинавский и древнеанглийский языки. Когда дело дошло до написания «Хоббита» и «Властелина колец», его знания помогали создавать имена и названия, а также языки, на которых говорили его персонажи. Среди созданных языков Средиземья Высокий и обычный эльфийский (квенья и синдарин), а также язык орков, секретный язык гномов, Черное наречие и многие другие.

Эти выдуманные языки не просто добавляют атмосферу и аутентичность художественной литературе, эти языки — это сообщества; они воплощают душу культуры, которая породила их, захватывая историю и мечты людей, и никто не знал этого лучше, чем Толкин.

Толкин изобретал не только языки, но также и системы письменности. Некоторые из таких систем были разработаны для использования в его вымышленных языках. Например, Тенгвар для записи большинства языков Средиземья.




		 Надпись на Кольце Всевластия, сделанная на Чёрном наречии с использованием эльфийского письма тенгвар.<br></br>

Надпись на Кольце Всевластия, сделанная на Чёрном наречии с использованием эльфийского письма тенгвар.

Искусственные языки, такие как клингон, привлекают нас, потому что они позволяют нам приобщится к чужой или «инопланетной» культуре. Клингонский язык звучит резко, чуждо и даже агрессивно. Он насыщен шипящими и взрывными согласными, что способствует созданию инопланетного звучания.

Марк Окранд, создатель клингона, объясняет, что он намеренно пытался нарушить универсалии человеческого языка, чтобы заставить клингон казаться чуждым, с помощью использования необычного набора звуков в его фонемном инвентаре до необычных синтаксических правил, таких как объект-глагол-субъект. Такой порядок слов встречается только в 1 % языков мира.

«Универсалия в лингвистике — свойство, присущее всем или подавляющему большинству естественных языков. Например, во всех языках есть гласные и согласные звуки».

Еще одним любопытным примером артланга является язык na’vi для фильма «Аватар». Язык naʼvi был разработан с тремя существенными ограничениями. Во-первых, Джеймс Кэмерон хотел, чтобы язык казался чуждым, но приятным и привлекательным для аудитории. Во-вторых, это должен был быть язык, на котором люди могли бы научиться говорить правдоподобно. И, наконец, актеры должны быть в состоянии произнести свой диалог на naʼvi без трудностей.

Язык в его окончательной форме содержит несколько элементов, которые редко встречаются в человеческих языках. Все лингвистические параметры Naʼvi заимствованы из естественных языков, но комбинация их уникальна. Еще одной интересной особенностью языка является восьмеричная система счисления, что связано с тем, что у носителей na’vi по четыре пальца на руке.

Язык в его окончательной форме содержит несколько элементов, которые редко встречаются в человеческих языках. Все лингвистические параметры Naʼvi заимствованы из естественных языков, но комбинация их уникальна. Еще одной интересной особенностью языка является восьмеричная система счисления, что связано с тем, что у носителей na’vi по четыре пальца на руке.

Столетиями люди находятся в поисках идеальной формы выражения своих мыслей и художественных воззрений. Одни проекты были более успешны, другие менее, но всеми ими двигала страсть к языку, к его красоте и смыслу. 

Сможет ли язык однажды избавиться от неоднозначности и от недопонимания между носителями разных языков и культур? 

Видимо, нет. Понятно говорит лишь молчание.

Константин Виногородский

пишущий редактор

Теги:Внеурочная деятельность

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль