«Потренируем язычок, узнаем, какие у вас внимательные ушки…»
Ход урока
Дети стоят у парт, чтобы сесть, каждый откликается звуком, обращенным к нему учителем. Обменялись приветствием. Сели.
Надо узнать по скороговорке, по каким звукам будем работать. Узнали. По загадке — о каком из двух пойдет основная работа. Узнали.
Разминают речевой аппарат. Учитель практически поет, дети подпевают,
Итак, речь о «п», но вот и о «п»-мягком тоже. В различении участвуют: цвета, карточки, хлопки в ладоши (ловят звуки). Поразительная сосредоточенность педагога и детей.
Теперь «повторяйте за мной» — обращенное каждый раз к конкретному ребенку — звуковые комбинации из 3–5 звуков разной степени сложности — специалист оценит.
В ход идет Волшебная Ручка, говорящая, естественно. «Спросим, что она поняла…» Зрителю неясно, откуда идет звук ответа, но будто запись — или тут чудо интерактивной доски. Или учитель очень ловкий.
Теперь очередь букв: касса, схема слова, слоги, интонация, хлопки… и да, звуковой анализ.
Всякий раз детей убеждают в том, что за выполненным заданием последует нечто необыкновенное, и всякий раз ожидания оправдываются.
Из сложенного «парус» выходят новые слова, затем игра в «словягу» на других примерах.
Письмо! В рабочей тетради есть большая «п» и маленькая. Обсуждают, какая для чего, каким цветом ее писать, пишут «ровненько, а то стол будет кривой и табуретка развалится». Дети стараются. Усложнение: написать слово с заглавной «п», с гласными, которые надо писать красным.
Но не засиделись ли? Физкультминутка веселая, но по теме!
Бумажная раздвижка для тренировки соединений буквы «п» со всем гласными буквами. Тепло получилось.
Теперь (логично!) гомеотелевт: все слова предложения на одну букву, на «п» — он создается постепенно, не акцентируется как прием, лишь как некая необычность.
Чтение! Закончить предложение словом, которое подходит («мама купила лото» не подходит). Наблюдают за количеством предложений на странице, обсуждают внешние признаки предложения.
Наконец, все участники воссоединяются у доски на последнем задании: и слова, и картинки, и Волшебная Ручка, и сами дети, и педагог — вместе. Все довольны.
…Честно говоря, такой органики в занятии я давно не видела. Это ведь только тогда бывает, когда учитель работает над собой.
Людмила Кожурина