Олимпиадные задания по географии: как подготовить учеников
В одном из наших вебинаров кандидат педагогических наук, преподаватель МИОО Максим Соловьев рассказал о географических олимпиадах. Приводим основное, что нужно знать на эту тему: виды и примеры заданий, рекомендации по подготовке, ссылки на сайты олимпиад.Олимпиады по географии 2018-2019 учебного года
Олимпиады бывают разных уровней. В учебном году 2018-2019, согласно перечню Министерства образования, проводятся олимпиады I, II и III уровней. Каждый вуз сам устанавливает льготы для олимпиадников. Так, например, МГУ предлагает победителю олимпиады I уровня поступление без экзаменов, а призеру — 100 баллов по ЕГЭ. Для победителей и призеров олимпиад II уровня — также 100 баллов по ЕГЭ.
Олимпиадный сезон этого учебного года приближается к завершению. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников состоится в апреле-мае. Завершились и отборочные этапы олимпиады школьников «Ломоносов», очный этап назначен на февраль-март. Уже 2 марта пройдет заключительный этап Олимпиады школьников СПбГУ. В конце марта в Перми состоится очный этап олимпиады ПГНИУ «Юные таланты» по географии. Также скоро пройдут или уже прошли очные туры олимпиад II и III уровней, таких как: Московская олимпиада школьников, «Покори Воробьевы горы», Герценовская олимпиада школьников по географии.
Принципы подготовки к олимпиадам по географии
- Подготовку к олимпиадам по географии можно совмещать с проектной и даже туристской и краеведческой деятельностью школьников (подготовка к практическим заданиям).
- Идеально, если в регионе налажена система подготовки к олимпиадам: проводятся интенсивы, у преподавателей есть возможность выделять время на подготовку вне уроков.
- Важно, чтобы в процессе подготовки, «натаскивания» ученик не потерял интерес к предмету. Для этого нужно использовать разнообразные и даже неожиданные задания. Можно, например, брать задания из учебников 70-х, 80-х годов, модернизировать их и предлагать ученикам.
- Подойдут также материалы из современных учебников. Например, можно взять одну из таблиц учебника В.П. Дронова и скрыть некоторые данные (ученикам их нужно восстановить) — задача на работу со статистикой готова!
- Не будет лишним предлагать школьникам уже в начале изучения курса простые географические задачи. Это позволит пробудить интерес к предмету. Пример задачи начального уровня: Расположите перечисленные материки (континенты) в порядке увеличения площади их территории — 1) Евразия 2) Северная Америка 3) Африка.
- Результат подготовки, разумеется, должен соответствовать требования ФГОС.
Типы олимпиадных заданий по географии
- Тестовые задания. Присутствуют практически во всех олимпиадах. По форме они похожи на задания ОГЭ и ЕГЭ, но содержательная специфика шире.
- Практические задания. Как правило, это задания по топографическим картам или другим картографическим источникам. В некоторых олимпиадах на выполнение выделяется день.
- Теоретические задания. Разнообразные географические задачи — рассмотрим их подробнее.
Особенности географических задач
Географические задачи могут быть тематические и межпредметные, однако у всех есть общие черты: комплексность предметного содержания, разнообразие видов учебных действий, межпредметные связи. Часто у школьников не сразу получается решать географические задачи, особенно задания заключительных этапов.
Как работать над географическими задачами при подготовке к олимпиадам:
- Разбор темы: термины, понятия, закономерности.
- Решение задачи по теме совместно с учителем.
- Самостоятельное решение задачи учеником.
- Разбор выполненной учеником географический задачи (желательно с повторением предметного материала).
Виды и примеры географических задач
Статистические данные, рейтинги и географические рекорды
В таблице приведены показатели, рассчитанные по данным Переписи населения 2010 года для четырех субъектов Российской Федерации — республик, которые входят в состав Сибирского федерального округа. Используя данные таблицы, рассчитайте долю титульных народов1 в составе населения каждой из четырех республик и определите названия этих республик.
Название субъекта РФ |
Доля титульного народа в населении, % |
Соотношение численности титульного народа и численности русских (T/P) |
Суммарная доля титульного народа и русских в населении, % |
Республика 1 |
0,45 |
96,1 |
|
Республика 2 |
0,14 |
93,8 |
|
Республика 3 |
5,03 |
98,3 |
|
Республика 4 |
0,60 |
90,5 |
1 Титульный народ, определяющий наименование определенной территории в данном случае — республики, или же народ, название которого созвучно наименованию территории.
Решение и ответ
Для республики 1 T/P = 0,45 или T = 0,45*P
T + P = 96,1
0,45P + P = 96,1
1,45P = 96,1
P = 96,1/1,45
P = 66,3
Но нужно найти T. T = 96,1 — 66,3 = 29,8%
Доля титульного народа в населении: Республика 1 — 30,0%, Республика 2 — 12,1%, Республика 3 — 82,0%, Республика 4 — 33,9%.
Республика 1 — Бурятия (первый по численности, разобщенность этноса). Республика 2 — Хакасия (низкая численность, ассимилированы русскими). Республика 3 — Тыва (второй по численности, «автономность», глухая периферия). Республика 4 — Алтай (низкая численность). При подготовке к олимпиаде вам поможет интерактивный тренажёр «Электронный Атлас+. География. 8 класс».
Географическая номенклатура
На рисунке схематически изображены основные части четырех из двадцати крупнейших по водности речных систем мира (они обозначены буквами А—Г), относящихся к трем материкам. Звездочкой обозначен крупнейший город на главной реке. Масштаб изображений различается.
Сопоставьте рисунки с данными таблицы и заполните ее пустующие ячейки.
Впишите в соответствующие ячейки названия главных рек каждой из речных систем (в некоторых случаях это не одна, а две главных реки), а также названия двух важнейших показателей, которые характеризуют речные системы. Укажите единицы измерения этих показателей.
Впишите в таблицу названия обозначенных звездочками городов.
Рисунок |
Название реки / рек |
Показатель X, ед.измерения |
Показатель Y, ед.измерения |
Город |
А |
Более 200 000 |
Более 7 000 000 |
||
Б |
20 000 |
2 600 000 |
||
В |
17 000 |
3 200 000 |
||
Г |
13 000 |
Примечание: В таблице приведены округленные значения показателей.
Ответ
А — Река Амазонка (+ Мараньон), город Манаус
Б — Река Енисей (+ Ангара), город Красноярск
В — Река Миссисипи (+ Миссури), город Мемфис
Г — Река Обь (+ Иртыш), город Новосибирск
Районирование и образы географических объектов
Определите горную систему по ее краткому описанию в тексте и ответьте на вопросы.
Эта горная система расположена на самом большом континенте Земли, на территории нескольких государств, большая ее часть принадлежит самому большому по площади государству мира. Море, расположенное на западе от горной системы, соединено с крупнейшим межматериковым морем Земли двумя важными проливами, и с самым маленьким по площади морем мира. А река, берущая начало в этих горах, впадает в самое маленькое по глубине море на планете. Эта горная система расположена на границе нашей страны с четырьмя странами мира, здесь же находится и высшая точка России. Горы входят в состав крупного горного пояса альпийской складчатости. Также к этой складчатости и поясу относятся горы, расположенные на полуострове, отделяемом от рассматриваемой горной системы небольшим проливом, через который сегодня ходят паромы, но в скором времени планируется открыть мост. В этих горах располагается самый большой город-курорт нашей страны, в котором проходили зимние Олимпийские игры в 2014 году, а также здесь обитает очень редкий зверь семейства кошачьих, который был одним из олимпийских символов. Климат этих горных территорий позволяет выращивать здесь сельскохозяйственную культуру, в производстве которой наиболее известны Индия, Китай и островное государство в Индийском океане.
Вопросы и ответы:
- Название горной системы (Кавказ / Кавказские горы).
- Континент, самое большое по площади государство (Евразия, Россия).
- Море на западе горной системы, межматериковое море, два пролива и самое маленькое по площади море Земли (Черное море, Средиземное море, Босфор, Дарданеллы, Мраморное море).
- Река и самое мелкое море планеты (Кубань, Азовское море).
- Четыре пограничных государства и их столицы (Абхазия — Сухум, Грузия — Тбилиси, Южная Осетия — Цхинвал, Азербайджан — Баку).
- Высшая точка России, ее координаты и высота (Эльбрус, 43° с.ш., 42° в.д. ±2°, 5642 м ).
- Название горного пояса (Альпийско-Гималайский).
- Полуостров, пролив (Крымский полуостров / Крым, Керченский пролив).
- Город-курорт, редкий зверь семейства кошачьих (Сочи, леопард).
- Сельскохозяйственная культура, островное государство (чай, Шри-Ланка).
Понятия и местные географические термины
Какие из перечисленных видов атмосферных явлений соответствуют приведенным ниже определениям? Атмосферные явления: изморозь, туман, гололед, дождь, гололедица, иней, роса, метель, снег, град.
- _______ — это скопление продуктов конденсации (капель или кристаллов, или тех и других вместе), взвешенных в воздухе, непосредственно над поверхностью земли.
- _______ — это отложение льда на ветвях деревьев, проводах и т. п. при тумане в результате сублимации водяного пара или намерзания переохлажденных капель.
- _______ — это слой плотного льда (матового или прозрачного), нарастающего на поверхности земли и на предметах преимущественно с наветренной стороны, образующийся от намерзания капель переохлажденного дождя или мороси.
Ответ:
- Туман.
- Изморозь.
- Гололед.
Географические закономерности
Какому природному явлению посвящена карта?
Ответ:
Тропические циклоны
Диаграммы, графики и схемы
На графиках на рисунке показана повторяемость наблюдений (число дней в течение месяца) четырех из перечисленных атмосферных явлений для пяти метеостанций на территории России. Линии разного вида на четырех графиках соответствуют одним и тем же метеостанциям. В каком из следующих мест: Петропавловск-Камчатский, остров Врангеля, Якутск, Москва, Симферополь — расположена каждая из метеостанций А—Д?
А — Остров Врангеля
Б — Якутск
В — Москва
Г — Симферополь
Д — Петропавловск-Камчатский
Картографические и топографические умения
- Определите численный и именованный масштаб карты, если известно, что расстояние между линиями километровой сетки равно 1 километру.
- Определите максимальную высоту на изображенной территории.
- Определите азимут и расстояние по прямой от точки с максимальной высотой до ветряной мельницы.
Ответы:
1
1000 м — 5 см
Х м — 1 см
Х = 1 × 1000 : 5
Х = 200 м
Численный масштаб 1 : 20 000
Именованный масштаб в 1 см — 200 м
2
Максимальная высота 192,1 м
3
Расчет 19,6 см × 200 м = 3920 м
Азимут 308° +/— 2°
Расстояние 3920 м /3,92 км +/— 20 м
#ADVERTISING_INSERT#