Описание и повествование в тексте
- Наблюдать за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования.
- Описание, повествование.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за текстом, включающим элементы описания и повествования. Выполняется фронтально. Если темп чтения учащихся невысокий, текст читает учитель. Перед началом чтения учитель предлагает ученикам, слушая текст, определять, где в нём встречается описание, а где — повествование (как и на предыдущих уроках, ученики могут опираться на сравнение: описание — один кадр киноплёнки; повествование — сменяющие друг друга кадры). После прочтения текста организуется обсуждение, результатом которого должен стать вывод: в первом абзаце — описание, в последующих — повествование. В процессе обсуждения ученики должны обосновывать свои ответы: похоже ли излагаемое на кадр киноплёнки (описание), или текст представляет собой повествование о последовательной смене действий? Если на этапе обсуждения ученики не придут к правильному выводу, следует перейти ко второй части задания — составлению плана текста. Работая над планом, определяя основную мысль всего текста и микротемы каждого абзаца, ученики смогут осознать отличительные особенности описания и повествования. По окончании работы учитель задаёт проверочный вопрос: «В этом тексте представлены и повествование, и описание. Можем ли мы сказать, что этот текст — повествование, только потому, что на повествование отводится два абзаца, а на описание — один?» Ученики должны прийти к выводу, что тексты большого объёма обычно смешанные: в них представлены и описания, и повествования. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» подводит итог наблюдениям учащихся. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике аналогично упр. 1. Выполняется фронтально (может быть предложено для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам с обязательным обсуждением результатов). Текст первого абзаца — описание: здесь нет последовательно сменяющих друг друга событий, описываются листик и капелька. Тексты второго и третьего абзацев — повествования, так как события сменяют друг друга (можно предложить ученикам, как это делалось в одном из упражнений, выписать слова, называющие действия, чтобы увидеть последовательность событий). Если позволит время или не будет выполняться упр. 3, можно составить план, а затем списать текст в тетради. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — комплексная работа по созданию текста; подготовка к знакомству с текстом-рассуждением. Рекомендуется для проведения в сильных классах (не следует задавать упражнение на дом). По выбору учителя ученики работают самостоятельно или всем классом. При самостоятельном выполнении упражнения предварительно необходимо обсудить с учениками основную мысль будущего текста (зачем он пишется, что важно передать читателю), его заглавие и составить общий план (каждый ученик при индивидуальной работе сможет воспользоваться этим планом для рассказа о своей любимой книге). При фронтальной форме работы учитель предлагает ученикам вспомнить их любимые произведения и, если большинство назовут какое-то одно, придумать общий текст (порядок работы по созданию общего текста дан на предыдущих уроках). Важно, чтобы текст обязательно включал объяснение, почему именно эта книга является любимой (подготовка к знакомству с текстом-рассуждением). Если позволит время, ученики могут списать с доски в свои тетради или план текста, или весь текст (необходимо проверить правильность списывания). |
6 | 6. Словарная работа | Записать слова Россия, Родина, рисунок, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этими словами, предложения записать в рабочую тетрадь. |
7 | 7. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |