От домашней уборки до первой работы: зачем приучать детей к труду и как это делать
Есть два противоположных взгляда на детский труд. Первый — когда родители считают, что детство должно быть беззаботным, а устать ребёнок успеет, став взрослым. Второй — когда они из лучших побуждений превращают малыша в тотального домохозяина. Истина, как обычно, где-то посередине. О том, почему стоит прививать детям трудолюбие и как это делать грамотно, чтобы не навредить, разбираемся в материале.В каком возрасте приобщать детей к труду
Психолог Лана Куликова в интервью порталу 1prof.by сообщила, что дети дошкольного возраста сами горят желанием помогать взрослым. Этот момент нужно грамотно использовать.
Так, примерно с года малыши начинают подражать взрослым, хотят выполнять их работу. «Задача родителей — не накормить малыша, а научить его есть самостоятельно. Неважно сколько ребёнку лет, у него должны быть свои бытовые заботы», — убеждена Куликова.
При этом надо помнить, что до 10 лет для ребенка важно одобрение взрослых. Разложил продукты в корзине или донёс тарелку с кружкой до раковины — похвалите малыша, подтвердите значимость его вклада в общее дело.
Зачем развивать трудолюбие
Важно различать эксплуатацию и приобщение к труду как педагогический метод, чтобы снять с себя необоснованное чувство вины.
Первое — непосильная для ребёнка и небезопасная для его здоровья занятость. Например, ещё в XIX веке в деревенской российской семье семилетний ребёнок мог служить полноценной нянькой младшим браться и сёстрам, топить печь, носить воду из колодца. По современным меркам это слишком.
Обычное приучение ребенка к труду не имеет ничего общего с эксплуатацией. Как правило, это либо лёгкая работа по дому, либо помощь на приусадебном участке, которые приносят ему только пользу.
Ольга Некрасова, психолог и гештальт-терапевт, на портале pedsovet.org выделила основные преимущества физического труда для ребенка:
1. Развитие ответственности.
Малыш, у которого есть свой круг обязанностей, учится доводить начатое до конца и нести ответственность за результат. Самые маленькие могут, например, убирать за собой игрушки, дети постарше — заправлять постель, складывать грязные вещи в стиральную машину или убирать со стола.
2. Пробуждение познавательного интереса.
Если ребенок помогает на даче, он начинает внимательно изучать окружающий мир. При грамотном распределении нагрузки уход за участком становится для малыша увлекательной игрой, которая помогает ему изучить особенности флоры и фауны, а также природные явления. Так, юный помощник проследит за ростом растений и их своевременным поливом, узнает, что такое сорняки и как с ними справляться.
3. Развитие мышления.
Когда перед ребёнком ставится задача, он начинает искать пути ее решения, старается достичь лучшего результата.
Например, цель — помыть посуду. Взрослый выполняет домашние дела на автомате, но для ребёнка это настоящий квест. Чтобы тарелки стали чистыми, ему нужно сложить их в раковину, найти губку и чистящее средство, соединить их, а потом еще вытереть посуду полотенцем. Поначалу малыш может путаться в очерёдности действий, но постепенно поймёт, как и что надо делать. В итоге он получит ценный практический опыт, а также разовьёт техническое и абстрактно-логическое мышление.
Помните, что важно отмечать заслуги ребёнка, хвалить его. Положительная оценка полученных результатов повысит его самооценку, поможет выработать такие качества, как настойчивость и самодисциплина.
Как прививать трудолюбие
Чтобы ребёнок полюбил трудиться, ему, прежде всего, надо объяснить, зачем нужны конкретные действия, почему это важно. Например, зачем мыть посуду и складывать грязное бельё в стиральную машину? Потому что есть из чистых тарелок и носить свежую одежду гораздо приятнее.
Предлагайте посильные задачи
Ребёнок должен понимать, с какой работой он справится сам, а где понадобится помощь взрослых. К примеру, нельзя самому мыть массивную вазу из хрусталя, зато тарелки с кружками можно.
Подавайте пример
Если вы с неохотой принимаетесь за домашнюю работу и при этом сильно раздражаетесь, ребёнок скопирует ваше отношение. Поэтому убираться лучше в приподнятом настроении. Когда вы приучаете малыша к чистоте и порядку, он начинает понимать ценность труда других людей: дворников, нянечек, уборщиц. Также малыш, который постоянно что-то делает руками, будет бережнее относиться к вещам.
Задействуйте игровую форму
Любой труд будет восприниматься как что-то интересное и лёгкое, если преподнести его как игру. Например, помощь на кухне может превратиться в кулинарное искусство, где взрослый выступает в роли шеф-повара, а малыш — его помощник.
Если ребенок забыл что-то сделать, можете креативно напомнить ему о невыполненной работе. Подготовьте стикеры с разными надписями и расклеивайте их по дому. Забыл полить цветок — на горшке появится наклейка «Дайте воды, я засыхаю!», не вынес мусор — прикрепите к кухонному шкафу карточку «SOS».
Делайте акцент на затраченных усилиях
Хвалите ребенка за любую помощь, даже если у него не получается. Помните, мастерство приходит со временем и опытом. Поддержка и одобрение мотивируют малыша на качественное выполнение работы.
Не используйте труд как наказание
Часто родители пытаются повлиять на ребёнка посредством навязанной работы. Школьник получил двойку — дома ждёт наказание от мамы: «На улицу не выйдешь, пока всю квартиру не вымоешь».
Взрослые считают, что таким образом воспитывают. Но эффект будет обратным: ребёнок потеряет интерес к труду и начнёт дерзить или огрызаться, чтобы «отстоять свободу». Поэтому старайтесь решать проблемы мирным диалогом.
Первое трудоустройство
Если ребёнка в семье правильно приучали к труду, то к подростковому возрасту у него уже будет развита ответственность, работа на результат, самодисциплина. Всё это — хорошее подспорье для первых подработок в 14-18 лет и в целом для карьеры.
В начале трудового пути у человека, как правило, нет профессиональных навыков. А указанные гибкие навыки помогают проявить себя, получить первые «оцифрованные» успехи (пусть даже из разряда «раздавал по 200 листовок за 2 часа»), зарекомендовать себя перед коллегами.
Поэтому примерно с 9–10 лет с ребёнком уже можно начать разговаривать о том, как конкретные навыки можно применить не только дома, но и в реальной жизни, в карьере. Приводите примеры из своей рабочей жизни, показывайте, как поступки и поведение человека влияют на его успехи.