«Путь героя»: московские школьники прошли по необычным туристическим маршрутам
В этом учебном году в регионах реализуются проекты патриотического воспитания школьников, приуроченные к 75-летию Великой Победы. Некоторые из них в последний месяц пришлось перевести в онлайн, а некоторые все же удалось в основном завершить до нашествия коронавируса. Один из таких проектов, который бы вряд ли удалось осуществить в условиях самоизоляции, — «Путь героя».Тем не менее, эта действительно интересная идея заслуживает широкого распространения во всех школах страны. Надеемся, вы подключитесь к проекту в будущем учебном году!
Проект первоначально рассчитан на строго ограниченный круг московских школ — в нем могли принять участие только те государственные образовательные организации, которые носят имена Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны. Таких школ в столице около 50 — чуть менее 10% от общего количества. Имена героев, которые они носят, — Зоя и Александр Космодемьянские, Дмитрий Карбышев, Алексей Маресьев и другие, — у всех на слуху.
Проект стартовал 6 мая 2019 года на Параде кадетского движения на Поклонной горе и был рассчитан на один год. Его организаторы — четыре учреждения, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы: Центр патриотического воспитания и школьного спорта, Городской методический центр, Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, а также Лаборатория путешествий, которую возглавляет известный путешественник Матвей Шпаро.
До начала прошлого учебного года школы формировали команды для участия в походе (два руководителя и не менее 10 учеников старше 12 лет), разрабатывали, утверждали и на форуме «Город образования» защищали туристические маршруты, а затем отправлялись в поход на три и более дней. Каждая команда прошла не менее 30 километров. Лучшие видеоотчеты школ опубликованы на официальном сайте проекта: .
Хотя проект считается, прежде всего, туристическим и военно-патриотическим, у него есть и исследовательская составляющая. Разрабатывая маршрут, школьники детально изучали биографии героев, искали информацию в интернете, работали в музеях и архивах.
Ученики школы № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова побывали в Котласском районе Архангельской области — на малой родине героя, в деревне Медведки, где родился и провел детство будущий Герой Советского Союза. Посетили школу, в которой он учился и до которой ходил пешком 5 километров. В Котласе Николай Кузнецов начал работать в чайной у купца в 11-летнем возрасте, и теперь одна из улиц города названа его именем, здесь же находится его бюст. У бюста адмирала ученики провели мемориальную акцию с возложением цветов, завершив ее у Вечного огня в городском парке Победы.
Следующим пунктом назначения стал Великий Устюг Вологодской области, где также есть памятник адмиралу и улица Кузнецова. В этом городе 15-летний Николай Кузнецов вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым. По возвращении в Москву школьники обновили музейную экспозицию, посвященную адмиралу, разработали виртуальную экскурсию по местам его детства.
В школе 354 имени Д.М. Карбышева участие в проекте «Путь героя» было связано не столько с биографией Дмитрия Карбышева, сколько с военно-инженерным делом, которым он занимался, и с ролью инженерных войск в повышении обороноспособности страны. Ученики посетили Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М.Карбышева в подмосковном Нахабино, побывали в музее института и на боевых учениях саперов.
Следующими пунктами назначения стали Международный противоминный центр Вооруженных сил РФ и военная часть 45-й отдельной гвардейской инженерно-саперной бригады в подмосковном Николо-Урюпино. Здесь ребята узнали о применении современных достижений военной инженерной науки, а также ознакомились с работой кинологической службы, размещенной на территории части. Итог похода — понимание школьниками вклада Дмитрия Карбышева в историю Вооруженных сил и приобщение к реалиям службы одного из самых технологических родов войск.
Вячеслав Никонов: Беспамятство. Кто начал Вторую мировую войну
Ученикам Школы Марьина Роща имени В.Ф. Орлова удалось пройти по местам боевой славы своего героя. Они побывали в Ржевском районе Тверской области, где сражалась 119-я танковая бригада под командованием Василия Орлова. За четыре дня они прошли через нескольких населенных пунктов, между которыми нет даже грунтовых дорог. Это был настоящий туристический поход с ночевками в палатках в лесу, с поисками чистой воды и приготовлением обедов на костре, с переходами через ручьи и болота.
Участники похода побывали в музее боевой славы деревни Полунино (здесь погибли 14 тыс. солдат, их останки захоронены в братской могиле), увидели высоты, где наступали части Красной армии, и даже забрались внутрь тяжелого танка ИС-3, сохранившегося со времен Великой Отечественной войны. Школьники в полной мере прочувствовали атмосферу тех мест, сделав вывод, что «тишина ржевского леса не похожа на тишину школьного класса».
Как заявил руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина на старте проекта, его ключевая задача в том, чтобы дети, их родители, педагоги осознанно гордились именами людей, в честь которых названа их школа. А «измеряемые» итоги проекта будут подведены в мае — школы наградят за лучший экспедиционный журнал, лучший сценарий в МЭШ, лучший видеоотчет, лучшую экспозицию школьного музея и в других номинациях.
Сама концепция вовлечения обучающихся в региональную историю не может быть ограничена только темой Великой Отечественной войны, хотя в год 75-летия Победы именно она является актуальной. К проекту региональных исторических исследований могут и должны подключаться все школы.
Даже если ваша образовательная организация не носит имя Героя Советского Союза, вы можете провести собственное исследование с элементами устной истории и обращения к региональным источникам: например, газетам, стихам краевых поэтов, дневникам участников сражений и работы в тылу. Связь с историей родного края – важная составляющая учебной мотивации, а также гармоничный и естественный способ патриотического воспитания молодежи.
Источник фотографии на обложке: https://voenpatriot.mskobr.ru/moskovskij_obrazovatel_nyj_proekt_put_geroya/