Росчерком пера: к истории эпистолярного жанра в России
«Все талантливые люди пишут разно...», сказал в начале XX века известный отечественный публицист и писатель Илья Ильф. Искусство выражать свои мысли, особенно посредством ручного письма, с течением веков лишь набирало популярность. На протяжении многих тысячелетий от древнейших петроглифов, изображений на камнях до современного машинописного текста искусство писать развивалось, не останавливаясь ни на миг.
Изображение: pixabay.comВ эпоху Античности и времена Аристотеля почерк человека обычно связывали с его духовным миром. Чем визуально красивее был написан текст, тем богаче представлялся внутренний мир окружающим. В Средние века почерк встал на службу книгописания и стал произведением искусства, явив один из самых загадочных образцов шрифтов — готику.
Последующая эпоха Возрождения переосмысливает рукописный текст и переносит его от «обычного текста на бумажном носителе» на произведения искусства — скульптуры, мысли, выраженные не на бумаге, а в камне. Однако рукописи все еще оставались «почерком» определенного человека.
Претерпевая вековые изменения в воспроизведении, манере написания, осмысления и переосмысления, рукописное письмо подходит ко второй половине XIX века с важной задумкой — создание науки графологии. Французский подданный Жан Мишонер определил эту область как «исследование связей с психическим состоянием личности». Черты личности творца текста всегда будут проявляться в манере письма, именно поэтому XIX столетие стало временем расцвета рукописных текстов и как следствие эпистолярного жанра. Но этот путь не был так прост и закономерен, как может показаться вначале.
От рисунков к буквам
На протяжении всей истории человечества письменность, в тех или иных проявлениях, была постоянным средством общения. Символы всегда приковывали к себе внимание и однажды были зафиксированы документально. Так появились первые петроглифы (например, пещера Альтамира) и пиктограммы (такие как Тэртерийские таблички), одни из первых видов протописьма. Это были знаки, рисунки, отображающие определенные черты объекта или явления, на которые он указывал.
Конечно, пиктография не была письмом или системой записи в полной мере. Она являлась лишь средством передачи образов, основой, на которой столетия спустя возникнут привычные нам символы — буквы. Пиктограммы были своего рода картинками, которые не могли существовать без словесной формулировки, толкования того или иного события. В тоже время толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличались. Поэтому их интерпретация в будущем была очень трудной – сообщения, «запечатанные в камне», обрастали все новыми подробностями в зависимости от контекста рассказчика.
Прогресс заставил трансформироваться и эту сферу. Люди привносили новые смыслы и последовательности в пересказ события посредством идеографии. Так возникла наивысшая точка развития письма древности — иероглиф. Всем известны знаменитые египетские или древнекитайские иероглифы, месопотамская клинопись и прочие виды языкового и письменного общения.
Одной из ключевых точек развития письма по мнению многих исследователей-графологов стало так называемое вокализованно-звуковое письмо. Оно послужило закономерным этапом в развитии буквенно-звукового письма. Особенность его связана с обозначением графическими знаками согласных и гласных звуков. «Поступательные реформы» в Древней Греции изменили направление письма (вместо справа налево оно приобрело привычный нам вариант слева направо) и начертание букв. На греческой основе возникла кириллица, преобразованная затем в русский алфавит.
Рукописный текст на службе у дипломатии
Конец XVIII века стал временем наибольшего развития письма как универсального языка общения в отдаленной коммуникации. Если во времена Античности письменная речь была настолько востребована в обществе, что многие мыслители и философы решили создать некое подобие свода сложения писем, то в Европе эпохи Просвещения его развили до небывалых высот и мастерства. В работе «Античные теории эпистолярного стиля» приводится пример сложения подобных текстов:
Однако это не стало примером общей стилистики. Все правила написания текстов в эпистолярном жанре зависели от ситуации, близости собеседников и уровня их общения. Так произошло разделение писем на официальные и обычные.«Содержание и композиция этих писем подчинены определенному шаблону: в них говорится только о самом необходимом, сжато, коротко. Начало и конец письма пишутся по трафарету. Письмо начинается с имени автора, затем стоит имя адресата, потом уже приветствие („радуйся!“), осведомление о здоровье и благополучии. Заканчивается письмо поклонами и пожеланием счастья и здоровья».
В истории период конца XVIII – начала XIX века получил, среди прочих, статус «эпохи классического письма». В те времена люди любили писать письма. Происходит расцвет так называемого жанра мемуаристики – например, известные воспоминания мадам де Ремюз, одной из придворных дам Наполеона Бонапарта, построены как раз в формате переписки с видными деятелями того времени. Таким же стилем написаны и мемуары герцогини д’Абрантес, тоже современницы той эпохи, оставившей обширный архив переписки с высшими кругами европейской политики времен господства Французской Империи.
Перемены общественного строя, неурядицы личной жизни, политические вопросы – все это было подчинено тщательно подобранным словам в переписках по всей Европе. В воспоминаниях о беседах с немецким дипломатом и публицистом эпохи Просвещения Фридрихом Гриммом, Екатерина II говорила, как тщательно подбирала слова, способные выразить обеспокоенность, заинтересованность или радость. Разумеется, дошедшие до нас ее письма — это далеко не изначальные «чистовики» Ее императорского величества, а переписанные несколько раз мысли, за кадром которых остался трудный поиск слов, тайна жанра, чтобы читающий воспринимал найденное слово как единственное, адресованное лишь ему.
Письма служили и гарантией обязательств между странами. Особые обороты, применяемые в переписке, также играли важную роль в дипломатических играх между государствами. Подчас, некоторая корреспонденция ценилась гораздо выше, чем сокровища и драгоценности. Например, дошедшая до нас благодаря посольским журналам учета русского диппредставительства в Париже переписка между Александром I и Наполеоном, где они до последних писем перед Бородинской битвой называют друг друга — «Государь-брат мой».
Исторические эпохи, сменяющие друг друга с невероятной скоростью, задавали свой тон развития рукописных текстов. Менялись формулировки обращений, подписи, официальные и повседневные приветствия, вся стилистика в целом. Однако некоторые важные признаки эпистолярного жанра пронизывают тексты различных эпох связующей нитью. Деловые и частные письма из переписки А. С. Пушкина являются поистине хрестоматийным образцом. Разумеется, структура официальных писем соблюдалась строго, почти не претерпев изменений она дошла и до наших дней. Обычно обращение выражалось фразой «Милостивый государь» и завершалось подписью «Ваш покорнейший слуга».
Эпистолярная форма общения в различных сферах деятельности приобретала особенные черты. В научных кругах письмо становится не просто средством общения, но и формой постулирования рассуждений, разновидностью прозы и источником информации. В публицистике эпистолярный жанр вылился в так называемое «открытое письмо», которое предназначено конкретному адресату, но в тоже время и рассчитанное на определённый резонанс в различных сферах.«Милостивый государь, Иван Иванович! Вашему превосходительству угодно было, чтобы я написал пиесу на приезд государя императора; исполняю ваше повеленье.- Ежели чувства любви и благодарности к великому монарху нашему, начертанные мною, будут не совсем недостойны высокого предмета моего, сколь счастлив буду я, ежели его сиятельство граф Алексей Кириллович благоволит поднести государю императору слабое произведенье неопытного стихотворца! Надеясь на крайнее Ваше снисхожденье, честь имею пребыть, милостивый государь, Вашего превосходительства всепокорнейший слуга Александр Пушкин. 1815 года 28 ноября. Царское Село».
Письменная форма особенно удачно совпадает со способом изложения «от первого лица». Интерес вызывает и форма переписки, где происходит решение задач при реализации эстетической функции. Вариаций письменного рассказа может быть неисчислимое множество – все зависит от эмоций, характера и стиля изложения.
Несмотря на многогранность эпистолярного жанра и особый интерес к возможности изложения мыслей на бумаге, XX век стал для него в итоге временем заката и утраты актуальности. Во второй половине уже почти полностью ослабевает поток частных переписок, а жанровое официальное письмо становится в основном предметом дискуссий научного сообщества. Появление информационных технологий дало новый толчок в развитии частной переписке, но в то же время и стало началом конца жанру классического письма «от руки».
На протяжении уже долгого времени в научном мире курсируют две полярные точки зрения. Первая гласит, что эпистолярный жанр умер. Вторая же вторит ей, уверяя, что культура письма возродится вновь. Верно ли хотя бы одно из суждений — вопрос открытый.Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Каждая эпоха была фатальной для части эпистолярной сущности предшествующего времени. Но даже сейчас нельзя с уверенностью сказать, что жанр рукописных писем изжил себя. Пока производители выпускают авторучки и карандаши, он будет существовать. Почти полвека назад, в 1977 году, когда человечество размышляло о будущем, космосе и передовых технологиях, Ассоциация производителей пишущих инструментов (США) учредила праздник — Всемирный день письма. Тексты от руки мы пишем и сегодня – и, как известно, «рукописи не горят»…