Текст-описание
- Познакомить с текстом-описанием; наблюдать за текстами-описаниями.
- Текст-описание.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за текстом-описанием. Учитель может начать урок с чтения текста (у учеников учебники закрыты), а затем спросить их, представили ли они картину, которая рисуется в этом тексте. Увидели ли небо, облака, золотые полосы лучей? Можно ли, прослушав такой текст, нарисовать картину, которая описывается в тексте? После обсуждения ученики ещё раз самостоятельно читают текст. Учитель должен выяснить, все ли слова текста известны и понятны ученикам, и в случае затруднения дать необходимые комментарии. Можно предложить ученикам (только тем, кто выразит желание) дома нарисовать иллюстрацию к тексту. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» вводит определение текста-описания (определение не заучивается). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение в учебнике — знакомство с текстом-описанием. Стихотворение читает учитель (не следует предлагать ученикам для самостоятельного чтения). Анализируется по образцу работы с рубрикой «Давай подумаем». |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Рубрика «Обрати внимание» акцентирует внимание на характерном признаке текста-описания — зримости, наглядности изображаемого словом, что позволяет читателю нарисовать картину и т. д. Возможная трудность. Ученики могут буквально понять выражение «изображение замерло» и не согласиться с предложенным в рубрике объяснением, ведь в тексте стихотворения «река дремлет», «ручеёк журчит», «серебрится трава» и т. д. Помощь. Следует спросить учеников, представляют ли они при чтении стихотворения картину ночи. Если текст даёт возможность ярко увидеть какую-то картину, значит, это текст-описание, несмотря на то что в нём «совершаются» какие-то действия. Если на уроке останется время, ученики могут из любого текста, проанализированного на уроке, выписать наиболее понравившиеся им определения, сравнения, помогающие пишущему (автору текста) ярко и образно передать увиденное читателю. |
6 | 6. Словарная работа | Записать слово облако, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
7 | 7. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |