Текст-рассуждение
- Наблюдать за текстом-рассуждением; сравнивать и различать описания, повествования и рассуждения.
- Текст-рассуждение.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за текстом-рассуждением. Выполняется фронтально. После прочтения текста организуется беседа: когда вы читали (слушали) этот текст, вам представлялся застывший кадр кинофильма или кадры сменяли друг друга? Если это застывший кадр, что на нём остановлено, какую картину можно нарисовать? Какие действия сменяют друг друга, если вы считаете, что этот текст — повествование? В процессе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ни к описанию, ни к повествованию данный текст не относится. Учитель может задать уточняющие вопросы: для чего написан этот текст? Что хотел объяснить рассказчик? Если ученики не выделят в тексте в качестве его основной мысли (задачи) объяснение, учитель предлагает прочитать рубрику «Тайны языка». |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» знакомит с новым типом текста — рассуждением и его признаками. После прочтения рубрики можно вернуться к тексту упр. 1 и попросить учеников найти в тексте объяснение: ответ на вопрос почему? |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — сравнение повествования и рассуждения. Выполняется фронтально, устно. Ученики должны объяснить, что первый текст — повествование, так как в нём повествуется, рассказывается о событиях (кадры плёнки сменяют друг друга). Второй текст — рассуждение, потому что в нём объясняется, зачем (почему) человеку нужна игра. Дополнительное задание. Подобрать заголовок ко второму тексту, назвать основную мысль текста (о чём рассказывается), определить, зачем автор написал этот текст, что хотел сообщить. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — создание текста-рассуждения с опорой на рисунки в учебнике. Выполняется фронтально, устно (если темп работы учащихся невысокий, упражнение можно не проводить). Учитель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и назвать игры, в которые играют дети (шахматы, катание на роликовых коньках, баскетбол, настольная игра — конструктор). Обратите внимание. Ученики не всегда смогут объяснить, что развивает та или иная игра (для них игра — это в первую очередь занимательное времяпрепровождение), поэтому учитель должен дать подсказку — наводящие вопросы (можно обобщить игры: спортивные, настольные). Ответы учеников следует корректировать, напоминая, что в рассуждении всегда должно присутствовать объяснение (ответы на предлагаемые вопросы почему? зачем?). |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — знакомство с синтаксическими конструкциями, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях; обогащение словарного запаса, устной и письменной речи учащихся. Проводится фронтально. Примечание. Рекомендуем непременно выполнить это упражнение. Ученики читают вопросы и отвечают на них. Вопросы составлены таким образом, что позволяют, во-первых, познакомить учеников с предложениями, использующимися в рассуждениях, а во-вторых, повторить изученный материал. Хотя сложные синтаксические конструкции (в данном случае сложноподчинённые предложения с придаточными причины) нетипичны для устной и письменной речи детей данного возраста, познакомить с ними учеников необходимо, объяснив им, что такие предложения помогают ясно и точно ответить на вопрос. Поэтому, если ученики на вопрос: «Почему слова говорить и сказать являются синонимами?» — отвечают: «Они близки по значению», — следует уточнить ответ: «Слова говорить и сказать являются синонимами, потому что они близки по значению» или: «У слов говорить и сказать сходное значение, следовательно, это слова-синонимы». Некоторые предложения учитель записывает на доске, а ученики списывают их в свои тетради (необходимо проверить правильность списывания). |
7 | 7. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |