Учимся сочинять яркий текст-описание
- Создавать свой текст-описание (описание комнаты); выделять в текстах-описаниях образные выражения; составлять план текста-описания.
- Текст-описание, сравнения.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — описание комнаты. Выполняется письменно, фронтально. Вначале ученики обсуждают намерения (задачу) пишущего (направляющий вопрос учителя: «С какой целью (кому и зачем) вы будете рассказывать о своей комнате?»), основную мысль будущего текста (направляющий вопрос учителя: «Что должен понять читатель из текста о вашей комнате?») и подбирают заголовок к тексту. Если учитель считает, что по каким- то причинам такая работа окажется сложной для учеников класса, можно предложить коллективную работу по описанию кабинета, в котором занимаются дети. В этом случае целевую установку можно сформулировать таким образом: «В нашей стране очень много школ, и в каждой школе есть много кабинетов. Но наверное, они не похожи друг на друга. Давайте представим, что мы должны рассказать о своём кабинете ребятам из школы другого города (села, деревни). О чём мы им расскажем?» Далее учитель записывает предложения учеников на доске, затем текст редактируется. Если позволяет время, ученики списывают текст в тетради. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за яркими, образными выражениями в тексте-описании. Выполняется фронтально. Стихотворение читает учитель. Необходимо уточнить, известны ли ученикам значения слов. Если возникли вопросы, следует прокомментировать значения слова или грамматическую форму (например, синея = синеют), опираясь в первую очередь на контекст стихотворения. Можно спросить учеников, какие слова и выражения позволяют наиболее ярко представить наступление весны (ученики, вероятно, назовут именно то, что им понравилось, но не приведут все примеры). Затем следует перейти к построчному анализу стихотворения, выделяя, выписывая и анализируя образные выражения. При анализе необходимо обращать внимание учеников на то, какими средствами (говорящими, зримыми деталями) поэт создаёт картину наступления весны. Например, он называет весну «утро года»; о появлении листьев говорит так: «леса как будто пухом зеленеют» (здесь необходимо, чтобы у учеников возникли соответствующие ассоциации: когда на деревьях только-только проклёвываются из почек листья, кажется, что лес окутан зелёным пухом) и т. п. Такой построчный, вдумчивый анализ образных выражений языка позволит уже на ранних этапах обратить внимание учеников на средства художественной выразительности. |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — составление плана собственного текста (продолжение анализа текста упр. 2). Выполняется по усмотрению учителя: фронтально или как самостоятельная работа для хорошо успевающих учеников (при нехватке времени может не проводиться; не рекомендуется как домашнее задание). Ученики могут ещё раз самостоятельно прочитать текст из упр. 2. После этого учитель предлагает составить план текста-описания о наступлении весны. Работа по составлению плана проводится по аналогии с предыдущими уроками. После записи плана на доске ученики списывают его в свои тетради. Затем учитель предлагает подумать, какие образные выражения, яркие сравнения, подробности они включат в свой текст-описание, и записывает находки учеников на доске, после чего ученики списывают их в тетради. |
5 | 5. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |