Урок 4. Жизнь под угрозой
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
Биология
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Создать условия по достижению образовательных результатов учащимися.
Задачи урока
- — Довести до сознания учащихся, что косвенное влияние на состояние окружающей среды может приводить к глобальным последствиям, в том числе к уменьшению биоразнообразия;
- — продолжить развитие умения использовать различные источники информации для решения поставленной задачи;
- — способствовать осознанию учащимися их неразрывной связи со средой.
Виды деятельности
-
Участвуют в обсуждении проблем, работают с интерактивной моделью, взаимодействуют в группе, работают над проектом, представляют результаты проекта графически.
Ключевые понятия
-
Морская корова, тарпан, квагга, странствующий голубь, дронт, бескрылая гагарка, прямое истребление организмов, уничтожение мест, пригодных для жизни вида, биологическое разнообразие, запрет на уничтожение, питомники, ботанические сады, зоопарки, заповедники, национальные парки.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Организуется выставка буклетов, сделанных учащимися в качестве домашнего задания, и учащиеся класса оценивают их с помощью наклеивания стикеров разного цвета. Необходимо заранее разместить на видном месте правила оценки буклетов и информацию о том, что означает каждый цвет стикеров. |
2 | 2. Оценка уровня усвоения учащимися ключевых понятий предыдущего урока и подведение к изучению новой темы | Интерактивное задание представляет собой диалог между двумя учащимися 5 класса (объект имеет звуковое сопровождение), обсуждающими экологические проблемы. Работа с классом строится фронтально в форме беседы (задание выводится на экран). В процессе обсуждения проблемы персонажами учащимся класса предлагается согласиться или не согласиться с мнением одного из них. В этот момент учитель имеет возможность узнать мнение класса, предлагая проголосовать. Также можно попросить отдельных учащихся аргументировать свою позицию. После этого выбирается та кнопка, которая соответствует позиции большинства учащихся класса. Затем в интерактивном задании следует подтверждение или опровержение утверждения с помощью конкретных фактов. Переход к следующему фрагменту беседы происходит только после клика на кнопку «Продолжить». Таким образом, учитель имеет возможность обсудить с классом полученный результат. В ходе беседы необходимо обратить особое внимание учащихся на то, что влияние человека на окружающую среду увеличивалось в ходе развития сельского хозяйства и промышленности. Человек не может отказаться от транспорта, продуктов питания, одежды, лекарств и т.д., но может разумно подходить к удовлетворению своих потребностей. |
3 | 3. Актуализация знаний учащихся о воздействии человека на окружающую среду | Озвучивается тема урока, учащимся предлагается сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в процессе изучения темы. Вопросы фиксируются на отдельной доске или листе ватмана и размещаются на видном месте, чтобы можно было обращаться к ним в ходе урока. |
4 | 4. Изучение нового материала. Исчезнувшие виды животных | Данный объект содержит в себе информацию о вымерших животных. На первом экране объекта перечислены животные. Каждое название является гиперссылкой, открывающей информацию о виде. В связи с тем, что при использовании объекта во фронтальном режиме через экран/интерактивную доску текст плохо виден учащимся на последних партах, можно использовать режим звукового сопровождения, нажав на соответствующую кнопку. |
5 | 5. Редкие и исчезающие виды | Данный объект содержит в себе информацию о редких и исчезающих видах растений и животных России. На первом экране объекта перечислены виды. Каждое название является гиперссылкой, открывающей информацию о виде. В связи с тем, что при использовании объекта во фронтальном режиме через экран/интерактивную доску текст плохо виден учащимся на последних партах, можно использовать режим звукового сопровождения, нажав на соответствующую кнопку. |
6 | 6. Причины исчезновения видов | Организуется обсуждение вопроса в классе, учащиеся подводятся к осознанию того, что основными причинами исчезновения видов являются их прямое уничтожение и изменение мест обитания. Задание выполняется с помощью учащихся класса. Важно при этом не поправлять учащихся, совершающих ошибки, а подводить к обсуждению этих моментов. После выполнения задания необходимо нажать на кнопку «Проверить» — верно рассортированные воздействия подсвечиваются зелёным, а неверно — красным. Если в выполнении задания обнаружились ошибки, имеет смысл уточнить, что подразумевается под этими типами воздействия. |
7 | 7. Влияние косвенных воздействий на местообитания живых организмов | Демонстрируется анимация, внимание учащихся акцентируется на том, что коралловые рифы — одни из самых богатых видами сообществ живых организмов. |
8 | 8. Влияние косвенных воздействий на местообитания живых организмов | Модель включает в себя два режима: образование скелета коралловых полипов в нормальных условиях, а также при закислении океана под воздействием углекислого газа. В связи с тем, что, как правило, модель демонстрируется только во фронтальном режиме, учитель берёт на себя роль демонстратора. Осознать, что человек, живущий на другой стороне планеты, может косвенно влиять на жизнь кораллового рифа, сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о пятикласснике. Поэтому в процессе демонстрации нужно сделать акцент на том, что углекислый газ выделяется в атмосферу Земли в процессе производства необходимых людям товаров и пользования транспортом. Каждый из нас в процессе потребления косвенно увеличивает содержание углекислого газа в атмосфере. |
9 | 9. Закрепление изученного материала | Учащиеся вспоминают о результатах работы с интерактивной моделью «Парниковый эффект», не забывая про то, что каждый из нас так или иначе влияет на живые организмы. В группах нужно разработать проект сохранения жизни белым медведям. Затем обсудить прямое и косвенное влияние на белого медведя, которое оказывает каждый из них, предложить меры по спасению вида, представить результаты графически на листе ватмана. |
10 | 10. Домашнее задание |