Временное правительство и нарастание общенационального кризиса
На уроке обсуждаются основные политические идеи 1917 года, влияние политических партий и лидеров на социально-политическую обстановку в России, ключевые фигуры исторической эпохи. В начале урока с помощью тестирования ученики делятся на группы-"партии" в соответствии со своими политическими предпочтениями и в дальнейшем анализируют исторические события с позиции своей партии.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Технологическая карта урока
Предмет |
История России |
Класс |
10 |
Тема урока |
Временное правительство и нарастание общенационального кризиса |
Тип урока |
Урок общеметодологической направленности |
Целевая установка урока, задачи |
Образовательные:
|
Развивающие:
|
|
Воспитательные:
|
|
Планируемые результаты |
Личностные:
|
Метапредметные:
|
|
Предметные:
|
|
Основные понятия |
Временное правительство, двоевластие, «Апрельские тезисы», кризисы Временного правительства, Корниловский мятеж |
Персоналии |
А.Ф. Керенский, Л.Г.Корнилов, П.Н.Милюков, В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий |
Ход урока
Дидактическая |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Домашняя подготовка |
Учитель предлагает учащимся пройти тестирование на сайте просветительского проекта «Арзамас»// «Кем бы вы были в 1917 году? Политический компас революции». В соответствии с их политическими предпочтениями, ученики заранее распределяются на несколько групп: Черносотенцы, Кадеты, Эсеры, Меньшевики, Большевики, Анархисты. |
После прохождения теста представитель каждой группы должен ознакомиться с программными документами своей партии (см. Ресурсы) и выявить ее позицию по основным вопросам (вопрос о власти, вопрос войны и мира, вопрос собственности на землю, национальный вопрос), подготовить краткий конспект. |
1. Организационный момент |
Приветствие учеников. Проверка посещаемости. |
Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу. |
2. Подведение к изучению нового материала (5-8 минут) |
Учитель используя метод фронтального опроса обсуждает следующие проблемы:
|
Учащиеся развернуто отвечают на вопросы учителя. Их основная задача: самостоятельно прийти к выводу о незавершенном характере буржуазно-демократической революции, сохранении кризисной обстановки в стране, необходимости новых общественных изменений, несогласованности позиций всех политических партий по различным вопросам. |
3. Изучение нового материала
|
1. Постановка проблемы: Как изменялась ситуация в стране между Февральской и Октябрьской революцией? Можно ли рассматривать Революцию 1917 года как единый процесс? (слайд №2)
|
1, 2. Записывают проблему в тетрадь, получают рабочий лист урока, рассаживаются по группам (в соответствии с политическими склонностями). Черносотенцы, Кадеты, Эсеры, Меньшевики, Большевики, Анархисты.
|
2. Учитель следит за тем, как учащиеся распределились по группам. В том случае, если нет ни одного представителя партий кадетов, эсеров, меньшевиков или большевиков, представители назначаются по просьбе учителя. |
||
3. Учитель дает задание: заполнить рабочий лист урока (см. Приложение 1) только для своей партии. |
3. В рабочем листе урока заполняют для своей партии графы: Отношение к войне, Как должна быть устроена власть? (3-4 минуты) |
|
4. Учитель рисует на доске схему «График революции» (См. Приложение 1). Он говорит о том, что на данном уроке будет описывать развитие кризисной ситуации в стране с февраля по август 1917. |
4, 5. Учащиеся перерисовывают график, знакомятся с заданием и рабочим листом урока, задают вопросы по нему. Готовы к работе.
|
|
5. Предлагает учащимся в рабочем листе урока прогнозировать возможное отношение партии к тому или иному событию, а на «графике» демонстрировать моменты, когда страна была наиболее близка к новой революции. |
||
6. Учитель: «Февральская революция завершилась: монархия пала, в стране установилась власть Временного правительства и Петросовета. Многие были уверены в том, что это конец великих потрясений. В начале апреля 1917 года в Петроград приехал В.И.Ленин и выступил с Политической программой большевиков «Апрельские тезисы». Как вы думаете, как ваша партия отреагировала на подобные заявления?» Учитель анализирует верные и неверные ответы. (слайд №3) |
6. Учащиеся знакомятся с текстом «Апрельских тезисов». Выражают отношение своей партии. Учащиеся делают вывод о более сильной консолидации партии большевиков после «Апрельских тезисов» и отстранения от них меньшевиков и эсеров. Учащиеся отмечают на графике «уровень» революционной ситуации в начале апреля. |
|
7. Учитель: «Важным и нерешенным до сих пор вопросом оставался вопрос об участии России в войне. 18 апреля 1917 года министр иностранных дел Временного правительства П.Н.Милюков отправил союзным правительствам ноту. В ней говорилось о «полном соблюдении обязательств, принятых в отношении наших союзников». Попробуйте прогнозировать отношение представителей вашей партии к такому действию Милюкова. (слайд №4) |
7. Учащиеся выражают отношение своей партии. Отмечают на графике «уровень» революционной ситуации 18 апреля. Делают вывод о возможном взрыве негодования среди населения. |
|
8. В итоге военный министр А.И.Гучков и П.Н.Милюков вышли из состава Временного правительства. Было принято решение о формировании коалиционного правительства (министры-капиталисты и министры-социалисты). В новый состав вошли среди прочих:
Как вы думаете, это был хороший выход из ситуации? Могли ли представители разных партий во Временном правительстве договориться друг с другом? |
8. Учащиеся выражают отношение своей партии. Отмечают на графике «уровень» революционной ситуации после создания коалиционного правительства. Делают вывод о несовместимости декларируемых позиций социалистических партий (социалисты не должны входить во власть на этапе буржуазной революции) и реальных действий министров. Отвечают на вопрос, могло ли правительство в таком составе вести согласованную политику. |
|
9. В мае в Петрограде собирается I Всероссийский съезд Советов, на котором Первый Всероссийский съезд Советов, на котором большинство принадлежало меньшевикам и эсерам, отверг предложенные большевиками резолюции о прекращении войны и передаче всей власти Советам и принял резолюции, провозглашавшие полную поддержку министров-социалистов и продолжение «революционной войны» на принципах отказа от аннексий и контрибуций. Съезд избрал свой постоянный орган, Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и солдатских депутатов (ВЦИК), председателем которого был выбран меньшевик Н. С. Чхеидзе. В.И.Ленин выступает против большинства резолюций и говорит о том, что партия большевиков готова взять власть. (слайд №6) |
9. Учащиеся анализируют, какие партии были против, а какие за резолюции, принятые на съезде Советов. |
|
10. 18 июня на фронте началось новое наступление. |
10. Отмечают на графике «уровень» революционной ситуации 18 июня. Отвечают, могло ли наступление на фронте снизить революционные настроения населения. |
|
11. Провал наступления. (слайд №7) |
11. Отвечают, как на провал наступления могли среагировать партии и население. |
|
12. 3 июля часть министров-кадетов уходит в отставку (не согласны по вопросу об автономии Украины). Почему этот вопрос так важен? |
12. Учащиеся делают вывод о возможности нового революционного кризиса. Отмечают уровень революционной ситуации на графике («полувосстание») |
|
13. Правительство жесткими методами подавляет восстание. 8 июля премьер-министром становится А.Ф.Керенский (краткая биографическая справка). Ухудшение социально-политической обстановки в стране. (слайд №8) |
13. Предлагают возможные выходы из сложившейся ситуации. Один из наиболее вероятных – военная диктатура. |
|
14. Краткий рассказ о Корниловском мятеже. Итоги мятежа. Вопрос: как вы думаете, были ли шансы у Л.Г.Корнилова захватить власть и установить военную диктатуру? Мог ли он предотвратить новую революцию? Почему он проиграл? (слайд №9) |
14. Анализируют информацию, высказывают свою собственную точку зрения на вопрос. |
|
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Возвращение к проблеме: Как изменялась ситуация в стране между Февральской и Октябрьской революцией? Выразите эти изменения для вашей партии. Можно ли говорить о том, что Февральская революция не закончилась, а революционный кризис в стране только усугублялся? |
Представители каждой политической партии анализируют изменения, произошедшие с марта по сентябрь 1917 года как для своей партии, так и для страны в целом. В итоге учащиеся анализируют получившийся график революционной ситуации и говорят о нескольких кризисах Временного правительства, каждый из которых, возможно, был еще более опасным для страны и глубоким, чем предыдущие. |
5. Домашнее задание. |
Домашнее задание: чтение параграфа 4, ответы на вопросы 2-4 в конце параграфа (1 любой вопрос по желанию). |
Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. |