Значения фразеологизмов
- Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов; сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.
- Фразеологизм, фразеологический оборот.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Обратите внимание. В этом уроке представлено большое количество дифференцированных заданий. Учитель отбирает для проведения только те упражнения, которые посильны для учащихся класса. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 (работа в паре) в учебнике — наблюдение за фразеологизмами, имеющими близкое значение (фразеологизмы-синонимы; термин не вводится); расширение словарного запаса учащихся. Выполняется в парах с последующим обязательным обсуждением результатов работы. Группы фразеологизмов по значению: 1) усердно, прилежно трудиться — не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица; 2) бездельничать — сидеть сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух; 3) мало — с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал; 4) быстро бежать — что есть духу, во всю прыть, только пятки засверкали, во все лопатки, со всех ног, мчаться на всех парусах, сломя голову, что есть сил. При проведении этого упражнения важно подчеркнуть образный, эмоциональный характер фразеологизмов, объяснить, в каких ситуациях (разговорная речь с близкими знакомыми) они употребляются. Можно предложить ученикам представить, на основании чего у сочетания слов появилось то или иное значение, например воробью по колено и т. п. В тетрадях ученики могут записать только некоторые примеры фразеологизмов. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за образным характером значений (зримостью) фразеологизмов; проводится с опорой на рисунки в учебнике. Может быть предложено для самостоятельной работы с последующим обсуждением результатов. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (работа в группе) в учебнике — наблюдение за фразеологизмами с противоположным значением (антонимами). Если выяснится, что ученики не знают значений приведённых фразеологизмов, необходимо дать их толкование: заварить кашу (организовать что-то) — расхлебать кашу (разобраться с последствиями); засучив рукава (упорно, прилежно трудиться) — спустя рукава (бездельничать); за тридевять земель (далеко) — рукой подать (близко); с лёгким сердцем (не опасаясь, без тревоги) — с тяжёлым сердцем (с опаской, чувствуя что-то тревожное); жить своим умом (самостоятельно) — жить чужим умом (несамостоятельно; как скажут, делают другие). Следует обратить внимание учеников на то, что в состав фразеологизмов с противоположным значением часто входят одинаковые слова, антонимы или слова, называющие противоположные действия, например: засучив — спустя (рукава), лёгкий — тяжёлый, свой — чужой и т. п. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (трудное) в учебнике — только для сильных классов; не рекомендуется для самостоятельной работы. Позволяет расширить словарный запас учащихся и повторить материал об устаревших словах. Проводится под контролем учителя и с его комментариями. В состав приведённых в упражнении фразеологизмов входят следующие не употребляющиеся сейчас слова: баклуши, тридевять, лясы, глава (в значении «вершина»), кануть, пядь. Краткая этимологическая справка. Баклуша — чурка из полена для выделки, изготовления какого-либо деревянного изделия; бить баклуши — раскалывать полено на чурки, заниматься пустяками, бездельничать. Лясы — слова лясы, балясы широко известны в говорах и в свободном употреблении в значении «пустые разговоры, болтовня» (связь со словами баляса, балясина — резной или точёный столбик, перила — является вторичной, вызванной народной этимологией). Пядь — в старину мера длины, расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев (меньшая пядь) или большого и среднего пальцев (большая пядь); выражение семи пядей во лбу возникло в связи с представлением о том, что величина лба — показатель большого ума (семь пядей — преувеличение). Кануть — утонуть. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 (по выбору) в учебнике — наблюдение за использованием фразеологизмов в речи. В связи с тем что ученики ещё не имеют представления о стилистических различиях, это упражнение учитель может использовать в качестве справочного материала, прокомментировав его ученикам. Вариант проведения (развивает языковое чутьё, интуицию). Ученики самостоятельно пытаются определить, какие фразеологизмы можно прочитать в книгах, а какие — услышать в разговоре. В этом случае единственным объяснением со стороны учеников может быть только то, что они так чувствуют, им кажется, что так будет правильно. В то же время фразеологизмы в упражнении подобраны таким образом, что различие в их эмоциональной окраске ощущается любым носителем языка, например: водить за нос и вводить в заблуждение (обманывать). Выражение водить за нос более яркое, эмоциональное, более резкое, чем вводить в заблуждение. Можно спросить учеников: «Кому вы скажете водишь за нос — учителю или приятелю?» Рубрику «Из истории языка» учитель читает на необходимом для этой цели этапе урока. |
7 | 7. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Дополнительная работа Прочитать предложения. Определить, в каких предложениях подчёркнутые сочетания слов являются фразеологизмами, объяснить их значение. 1. Перед школой мама Катю кормила завтраками. 2. Кирилл никак не мог выполнить задание, всё тянул и кормил завтраками учителя. 3. Коля получил двойку за диктант, и теперь он ругал себя за то, что считал ворон на уроке. 4. Сотрудники заповедника считали ворон, которые прилетели к кормушке. Задание направлено на сравнение фразеологизмов и свободных сочетаний слов. Ученики определяют, что фразеологизмы использованы во втором и третьем предложениях. Важно, чтобы ученики поняли несовпадение значений слов внутри фразеологизма и значений слов в их свободном сочетании. |
8 | 8. Словарная работа | Записать слово завтрак, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
9 | 9. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |