Звуки [д–д’]. Буквы Д, д
— Познакомить учащихся с парными по твёрдости/мягкости согласными звуками [д–д’] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме.
— Воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д–д’]. Различать слова–названия предметов и слова–признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных графических средств (без термина).
Звук, буква, звуковая схема, парный по мягкости/твёрдости согласный.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Вот уже звенит звонок, Он зовёт нас на урок. Все зашли спокойно в класс, Интересно здесь у нас. Послушайте загадку. Кто пиявки добывал, Всем леченье предлагал? Сам был болен он и стар — Друг злодея… (Дуремар). Из какой сказки этот герой? (Сказка о золотом ключике и Буратино.) Произнесите имя героя и назовите первый звук. ([д].) Вот ещё одна загадка. Вы знаете сказку о девочке–крошке? Она родилась в цветке на окошке. О ком идёт речь? (О Дюймовочке.) (Иллюстрация из учебника.) Какой звук слышится в начале слова? ([д’].) Назовите тему сегодняшнего урока. (Звуки [д–д’], буква Д.) Учитель или хорошо читающий ученик читают фрагмент из сказки «Дюймовочка» в Спутнике Букваря. |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Произнесите звуки [д–д’]. Какие они? Дайте характеристику. (Согласные — есть преграда, звонкие, могут быть и мягкими и твёрдыми.) Послушайте слова. Если услышите звуки [д], хлопните в ладоши. болото, дом, будильник, подарок, директор, долото, комод, вода. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Отметьте изображения, в названии которых есть звук [д’]. Рис: дивана, карандаш, два, дятел, гадюка, индюк. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Звуки [д–д’] на письме обозначаются буквой Д. Рассмотрите её в учебнике. На что она похожа? Прочитайте стихотворение. «Я на дом похожа очень — Стены есть, фундамент прочный. Если мне добавить «А», Соглашусь «Да–Да!» всегда». Смысл каких слов вам непонятен? Найдите слова с буквой Д. Определите, какой звук буква в этих словах обозначает. |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Букварь, с. 62 Прочитайте слова первого столбика. Что вы заметили? (Слова имеют одинаковую часть, предмет большой — маленький.) Прочитайте слова второго столбика. Найдите общую часть в этих словах. (Дуб.) Что такое дубрава? (Лес, в котором много дубовых деревьев.) Какое слово в этом столбике лишнее? // Какое слово отвечает на вопрос какой? (Дубовый.) Подберите к нему подходящее слово. (Лист, лес.) Прочитайте слова третьего столбика. Найдите общую часть в этих словах. (Двор.) Какое слово отвечает на вопрос какой? (Дворовый.) Подберите к нему подходящее слово.(Пёс, фонарь.) Физкультминутка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Прочитайте слова первого и второго столбика. Соедините каждое животное с названием его домика (жилища). бобёр == хатка собака == конура медведь == берлога белка == дупло пчела == улей муравей == муравейник |
7 | 7. Первичное закрепление | Букварь, с.62. Прочитайте первую скороговорку. Произнесите её сначала медленно, затем убыстряя темп и очень быстро. Постарайтесь произнести скороговорку без помощи книги. |
8 | 8. Первичное закрепление | Прочитайте вторую скороговорку. Что заметили? (Все слова начинаются с буквы Д.) Определите первый звук. Раскрасьте зелёным цветом буквы Д, которые обозначают звук [д’], синим — если обозначает — [д]. Дед Данила делил дыню — Дольку Диме, дольку Дине. |
9 | 9. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с.30, №1, 2. №1: Прочитайте двустишие. Можно его назвать скороговоркой? Внимательно прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Взаимопроверка в паре. №2: Назовите животных. Прочитайте слова. Какие варианты у вас получились? |